11.03.19

Трансформация рынка перевозок России

Автомобильная доставка остается самой приоритетной в стране

Наш рынок выступает индикатором экономики, он одним из первых откликается на наметившийся рост, так и одним из первых стагнирует, если начинается обратный процесс. Так как может развиваться ситуация на рынке перевозок сборных грузов в ближайшие годы?

В автомобильных грузоперевозках сегмент LTL (перевозок сборных грузов) в последние годы развивался наиболее высокими темпами, чем рынок в целом.

Его рост по сравнению с 2017 годом составил 8%, тогда как прирост по всему рынку составил в среднем 2%

Это позволяет рассчитывать на то, что уже к 2020 году, согласно данным агентства M.A.Research, LTL-рынок будет занимать 25% в общем объеме грузоперевозок, тогда как еще по итогам 2017 года его доля составляла 20,7%.

Впрочем, это и не удивительно, поскольку сегодня грузоотправители (главным образом, различные компании и ИП) все больше внимания обращают на эффективность своего бизнеса и нередко делают выбор в пользу LTL, так как сборные перевозки зачастую оказываются выгоднее доставок отдельными фурами (FTL). К числу основных факторов роста спроса на сборные перевозки можно также отнести развитие интернет-торговли и территориальную экспансию торговых сетей.

Опираясь на различные исследования рынка грузоперевозок, а также данные нашей компании, «Байкал-Сервис ТК», готов поделиться своими основными выводами о том, как будет развиваться ситуация на рынке перевозок сборных грузов в течение двух ближайших лет.

1. Учитывая отрицательный тренд покупательской способности в 2019-2020 годах, мы ожидаем замедление темпов роста рынка грузоперевозок и, как следствие, обострение конкуренции среди перевозчиков.

Этот тренд значительным образом скажется на общих грузоперевозках в ритейл.

Можно сказать, что общая тенденция отрицательная или без роста

Если разбить доставки в ритейл на две части – это сетевой и не сетевой ритейл, то динамика роста наблюдается только в сегменте сетевого ритейла (порядка 3,3% в 2018 году к аналогичному периоду 2017 года). Но эта точка роста не является существенной для перевозчиков сборного груза, так как процент перевозимых грузов в сети от общего оборота достигает не более 30%. То есть в общем грузообороте это даст не более 1% прироста. Учитывая высокие требования к срокам и качеству перевозки, а также документальному сопровождению, не многие смогут взять на себя риски штрафных санкций.

Но, тем не менее, уже выделился ряд компаний, готовых гарантировать сроки доставки, а в случае их несоблюдения оплатить штраф

2. В связи с существенным замедлением роста рынка грузоперевозок возрастет конкуренция среди компаний и усилится борьба за клиентов. Один из инструментов, к которому в этом случае все чаще будут прибегать транспортные компании, – это ценовой демпинг. Его с великим удовольствием принимают крупные клиенты, которых удовлетворяет существующее качество и скорость услуги. Клиенты сами подогревают такие ценовые предложения, постоянно сравнивая тарифы, а не качество.

Безусловно, сохранится часть клиентов, которые готовы будут платить более высокую цену, но требовать за это высокое качество или эксклюзивное предложение

Тем не менее, ценовой демпинг будет основным инструментом в конкурентной борьбе.

3. Продолжит меняться география LTL-перевозок. Влияние Москвы и Санкт Петербурга в объеме грузоперевозок будет уменьшаться, смещаясь в сторону регионов. Замедление прироста происходит по Центральному федеральному округу. И наоборот, темпами выше, чем в среднем по рынку, идет развитие грузоперевозок сборных грузов по Дальневосточному, Сибирскому и Уральскому федеральным округам. Соответственно, транспортные компании с более развитым региональным бизнесом смогут быстрее перестроиться, что в свою очередь позволит им улучшить свое положение в регионе и на рынке в целом.

4. Также в последние годы мы отмечаем тренд на консолидацию транспортного рынка. Этому способствует и обостряющаяся конкуренция, и предпринимаемые государством меры по его «обелению» этого сегмента перевозок.

Процесс уже затронул и небольшие транспортные компании, которые постепенно выходят из «серой зоны»

А это значит, что все игроки рынка начинают играть по одним правилам. Кроме того, надо отметить, что деятельность по госзакупкам стала более открытой, проводятся реальные тендеры. И это упорядочивание деятельности предъявляет к перевозчикам свои требования. Более подготовленные, организованные тендеры чаще выигрывают, и это тоже способствует укрупнению бизнеса.

5. Мы также видим все возрастающую роль информационных технологий и ИТ-платформ в отрасли. Уход с рынка в конце 2018 года одного из заметных игроков стал подтверждением того, что даже внушительные объемы грузоперевозок не гарантируют выживания компании на рынке: будущее за теми перевозчиками, которые внедряют все новые технологические решения, способствующие повышению эффективности бизнеса. Мы активно в этом направлении продвигаемся.

6. Выделяем тенденцию по минимизации объемов партий груза и увеличении кратности заказов, рост отправок для интернет-магазинов.

Доля мелких грузов стабильно прирастает по всей стране, с начала 2017 года она увеличилась с 0,8 до 1,9%

7. Кроме того, и это мы наблюдаем по своей компании, в перевозках увеличивается доля промышленных товаров (средне- и крупногабаритных), изделий машиностроительной отрасли и обрабатывающей промышленности. Тогда как еще до 2013 года у нас в перевозках преобладали товары народного потребления (одежда, бытовые приборы и так далее).

8. Отмечаем увеличение отправок со стороны физлиц, но здесь ситуация по регионам неоднородна. Например, в Иркутске мы заметили интересный тренд в домашних переездах. Число обращений за этой услугой в филиал продолжает расти, а вот объем падает. Если еще два года назад наши клиенты перевозили вещи солидными объемами и весом в 2-12 тонн, то сейчас, зачастую, ограничиваются грузом, который умещается на 1-2 палетах. Получается, что люди сейчас в меньшей степени привязаны к вещам, перевозят только самое необходимое.

И еще несколько слов в заключении. В нашей компании работают люди, которым не так давно довелось вести бизнес, связанный с грузоперевозками сборных грузов, в США.

Разумеется, мы сравниваем эти рынки и видим, что пока в этом сегменте мы еще догоняем Америку

Но при этом развиваемся быстрее, берем от них самое лучшее, добавляем своей энергии, опыта и продвигаемся вперед семимильными шагами.

Так как будут трансформироваться сборные перевозки, учитывая те тренды, которые уже проявились в Америке?

Мы понимаем, что в будущем скорость принятия решений изменится, и мы к этому должны быть готовы. Если сегодня, допустим, логисты одной компании отправляют груз в Нижневартовск и видят, что у них там избыток товаров, а в Новом Уренгое, к примеру, товар заканчивается, то они должны иметь возможность быстро, в онлайн, изменить маршрут и транспортная компания обязана на это молниеносно отреагировать и перенаправить груз из Нижневартовска в Новый Уренгой.

Будущее за перевозчиками, которые развивают customer experience, которым не все равно, какое у клиента компания вызывает эмоциональное восприятие. Вот и мы в «Байкал-Сервисе» нацелены на то, чтобы наша компания была в первую очередь удобной и технологичной, качественной и надежной, предлагала хороший клиентский сервис при адекватных ценах. И все усилия работников так или иначе направлены на достижение этих целей.

Автор: Алексей Худов, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ООО «Байкал-Сервис ТК»

Русская Планета