30.12.08

Транспорт как зеркало российского кризиса

Москва. 30 декабря. ИНТЕРФАКС - Транспортная отрасль встречает Новый год с пессимизмом: падение промышленного производства утащило за собой прежние радужные планы перевозчиков по росту грузооборота и на 2008 год, и на 2009.

В начале года прогнозы звучали оптимистично: РЖД заявляли о росте по итогам года на 4,3%, но последний квартал подложил железнодорожникам свинью - падение погрузки по декабрю уже превысило плановые 28%.

Долгосрочные стратегии и суровая реальность

Уходящий год должен был стать прорывным для транспортников - государство впервые уделило столько внимания (и запланировало денег) этому сектору.

В 2008 году были приняты два важных для транспортной отрасли документа: 17 июля премьер утвердил "Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года", а осенью подпись была поставлена под программным документом для всей отрасли - "Стратегией развития транспорта до 2030 года".

Заложенные цифры по общему объему финансирования (до 14 трлн рублей и до 170 трлн рублей соответственно) предполагали, что транспорт России получит средства в таких объемах, которые позволят не только реализовывать "догоняющий" сценарий развития, но и развивать собственные технологии и средства сообщения.

Это нашло отражение и в федеральной целевой программе: ныне действующая "Модернизация транспортной системы 2002-2010 гг." была скорректирована по срокам. Она завершается на год раньше, в 2009 году, а с 2010 года в действие вступает новая - "Развитие транспортной системы 2010-2015 гг." с предполагаемым объемом финансирования в 13,9 трлн рублей.

Однако существенное падение объемов перевозок с началом кризиса поставило вопрос, удастся ли полностью реализовать намеченные планы. Министр транспорта Игорь Левитин в интервью "Интерфаксу", заявил, что "пока - даже в случае сокращения финансирования - перед нами не стоит задача снизить физические объемы предусмотренных работ".

Вполне возможно, что соответствующим ведомствам будет поставлена задача сократить стоимость работ в связи со снижением цен, к примеру, на стройматериалы. "Для сохранения объемов плановых заданий руководители подведомственных федеральных агентств уже сейчас ведут с подрядчиками переговоры", - отметил глава Минтранса.

В то же время реализация заявленных программ - это один из способов поддержать необходимый спрос на продукцию машиностроительной, строительной, металлургической отраслей.

Действия властей в отношении транспорта не исчерпывались ФЦП, список предприятий отрасли, которые могут рассчитывать на поддержку государства, один из самых больших. В него вошли 30 предприятий. Среди них "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД), "Совкомфлот" (с "Новошипом"), основные пароходства и порты.

Железнодорожный барометр

Начало года сулило РЖД радужные перспективы как по росту грузооборота, так и по финансовым показателям - компания планировала получить в 2008 году 16,2 млрд рублей чистой прибыли.

Трехлетний план развития РЖД на 2008-2010 гг. предусматривал рост среднего грузооборота на 4%, инвестпрограмма должна была составить 1,3 трлн рублей.

Почти 70% этих средств, как планировалось, должны были быть направлены в инфраструктуру, 28,8% - в подвижной состав, остальное - на социальную сферу и прочие расходы.

Однако кризис не пожалел амбициозных планов железнодорожников. Транспортная отрасль подтвердила звание "барометра экономики", и кризисные явления, которые в первую очередь поразили крупнейших пользователей железнодорожной инфраструктуры - металлургов, производителей минеральных удобрений, цемента, - сразу же отразились на показателях работы РЖД.

По результатам октября падение составило 3,2%. В ноябре тенденция усилилась - падение составило уже 20%. Причем в конце ноября РЖД готовились к снижению плановой погрузки в декабре на 28%.

Но по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за первые три недели декабря падение грузовых перевозок уже составило 28% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Исходя из новых реалий, РЖД в декабре пересмотрели свой прогноз, на основании которого правительство в ноябре одобрило финплан и инвестпрограмму: если ранее было запланировано, что падение по итогам 2009 года составит 6%, а прибыль за 2008 год - 5,6 млрд рублей, то в декабре РЖД прогнозируют снижение прибыли по итогам года уже до 2 млрд рублей. Причем падение доходов в I квартале 2009 года по прогнозам составит 50 млрд рублей.

Прогнозы на 2009 год также неутешительные: объемы грузовых перевозок сократятся, по меньшей мере, на 19% (такой вариант сейчас рассматривает РЖД для внесения очередных корректив в инвестпрограмму и финплан - они должны быть рассмотрены правительством в январе).

"Падение грузооборота даже на 20% приведет к тому, что компания, по нашим оценкам, недополучит доходов в размере 120 млрд рублей, а при более значительном сокращении грузооборота эта цифра вырастет еще сильнее", - говорит генеральный директором ИПЕМ Юрий Саакян.

"Таким образом, при сохранении постоянных затрат (не зависящих от объема перевозок грузов) на уровне 2008 года, будущий год РЖД, в конечном счете, может завершить с убытком", - полагает эксперт.

Для того, чтобы не допустить такого варианта развития событий, правительство приняло решение поддержать инвестпрограмму РЖД на 2009 год на докризисном уровне. В ноябре правительство утвердило ее в размере 432 млрд рублей. Причем самостоятельно РЖД готовы будут профинансировать инвестпрограмму только на 252 млрд рублей.

Остальные средства выделит бюджет - 41,5 млрд рублей для сочинских проектов государство внесет в уставный капитал РЖД, еще 50 млрд рублей компания получит в качестве компенсации за выпадающие доходы от роста тарифов не на 18,7%, как планировалось еще летом, а только на 12,4% (всего же тарифы будут повышены дважды - с 1 января на 5%, а в середине года - на 5,7%).

По словам главы РЖД Владимира Якунина, государство также рассмотрит возможность выделения до 100 млрд рублей через увеличение уставного капитала компании.

Помимо этих средств, до 150 млрд рублей компания сможет получить в виде средств, привлеченных от размещения инфраструктурных облигаций.

РЖД деньги вроде бы нашли. Частные операторы пока довольствуются заверениями профильного министерства о том, что механизм господдержки будет таким же, как в случае с авиационными компаниями. Наиболее крупные операторы, имеющие парк более 10 тыс. вагонов, подали заявки в Минтранс на получение господдержки на сумму около 30 млрд рублей.

"Частным операторам необходимо рефинансировать прошлые займы и получить дополнительные кредитные средства на покупку новых вагонов", - констатирует И.Левитин.

Пока же, по данным участников рынка, на сети железных дорог РФ простаивает около 200 тыс. вагонов - это пятая часть от всего парка подвижного состава.

"Большинство частных операторов столкнется со снижением спроса на их услуги. А учитывая, что в целом их парк эксплуатируется гораздо менее интенсивно, чем у РЖД, перевозки ориентированы, в основном, на экспорт, который также заметно сократился, а также необходимость выплат владельцу железнодорожной инфраструктуры за простой вагонов на путях общего пользования, финансовые результаты работы операторов могут оказаться крайне негативными, вплоть до банкротства некоторых компаний", - резюмирует Ю.Саакян.

Примерно пятая часть приватного парка вагонов (вагоны, не принадлежащие РЖД) находится в лизинге. Следовательно, при несвоевременной выплате лизинговых платежей эти вагоны отойдут к собственникам - лизинговым компаниям и, в таком случае, фактически будут выведены из эксплуатации.

Первое IPO

Globaltrans Investment PLC - крупнейший частный железнодорожный оператор России с парком в 21,3 тыс. вагонов (контролируется группой "Н-Транс") - стал первой компанией в своей отрасли, вышедшей на международный фондовый рынок. Аналитики высоко оценивали перспективы оператора - в первую очередь, указывая на то, что компания занимает лидирующие позиции в самых высокодоходных перевозках - черных металлах и нефти.

Первое IPO российской железнодорожной компании прошло более чем успешно, хотя маховик фондового рынка на тот момент был уже близок к остановке. Globaltrans получил $449,4 млн, книга заявок была переподписана почти в два раза.

Компания привлекала инвесторов в том числе современным подвижным составов. Показатели эффективности также были хороши. Коэффициент порожнего пробега - довольно точно отражающий качество управления логистическими схемами - сократился с 39% в 2005 году до 19% в первом полугодии 2008 года.

Однако кризис обрушил перевозки металлов, что не могло не отразиться на бизнесе Globaltrans. В октябре компания заявила, что перевозки упали на 9%, при том, что в среднем по отрасли этот показатель составил 3,2%. Вряд ли поднимает настроение инвесторов и тот факт, что компании группы "Н-Транс" пока не включены в список предприятий, которые могут рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Своим IPO Globaltrans опередил "дочку" РЖД - ОАО "Трансконтейнер", акции которого также планировалось разместить на бирже. Теперь же как выход на IPO "Трансконтейнера", так и продажа на аукционе контрольного пакета другой дочки РЖД - ОАО "Рефсервис", отложены до лучших времен.

Перевалка падает

Как заявлял в начале декабря глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, ведомство не ожидает снижения грузопереработки в портах России в 2008 году.

"Либо выйдем в ноль, либо будет небольшой рост (объемов грузопереработки - ИФ)", - сказал он.

Эксперты рынка стивидорных услуг не так оптимистичны. По прогнозам InfraNews, грузооборот российских портов снизится в текущем году более чем на 1%, до 447 млн тонн. А в 2009 году падение составит 4-4,5%, достигнув 427-428 млн тонн.

Показатели портам попортят (впрочем, как и железнодорожникам) лидеры всех рейтингов падения - металлы. Также внесут свою лепту и другие грузы, главные статьи экспорта России - нефть и уголь.

ИНТЕРФАКС 30.12.08