06.04.18

Транспортно-логистические компании переходят все границы

Транспортные компании позвали в виртуальное пространство

29 марта в Новосибирске прошла конференция «Логистический рынок Сибирского федерального округа». Мероприятие было организовано издательским домом «Коммерсантъ», в нем приняли участие представители крупнейших логистических и IT-компаний Сибири.

Первая сессия конференции была посвящена тенденциям развития транспортно-логистических услуг. Выступивший в роли модератора президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» Сергей Максимов обратил внимание участников на существующие вызовы и угрозы.

Выгодное географическое положение Новосибирской области определяется ее расположением на пересечении важнейших транспортных коммуникаций. Вместе с тем регион может потерять часть транзитного грузопотока. Конкурентом Транссиба может стать китайский мегапроект «Экономический пояс Великого Шелкового пути». Магистраль пересекает территорию Китая и Казахстана, минуя Новосибирск

— Чтобы не потерять объемы железнодорожных перевозок, необходима разработка оптимальной схемы стыковки Транссиба и Великого Шелкового пути. Основную роль в выборе маршрутов будут играть издержки при транспортировке грузов,— отметил Сергей Максимов.

Наличие крупных розничных сетей является предпосылкой создания новых комплексов для хранения и переработки потребительской продукции на территории НСО. Одним из перспективных проектов должен стать оптово-распределительный центр (ОРЦ) компании «Росагромаркет».

— Объект, рассчитанный на хранение более 130 тыс. т, будет оказывать производителям fresh-продукции весь спектр услуг «от поля до прилавка»,— сказал в своем выступлении представитель компании «Росагромаркет» в Новосибирске Дмитрий Боковиков. Господин Боковиков подтвердил, что формируемая компанией российская сеть ОРЦ станет единой федеральной платформой для доработки, фасовки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.

Доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав» СГУПС к.т.н. Максим Корнеев в своем выступлении отметил, что одной из ведущих тенденций рынка является консолидация логистических услуг. По прогнозам аналитиков, к 2020 году 10 глобальных 3PLs-провайдеров будут контролировать 80% объема материально-технического обеспечения в мире. Для повышения эффективности необходимо переводить транспортные системы на IT-платформы и использовать Big Data. Сбор и анализ данных позволят анализировать загруженность дорог, находить траектории объезда пробок и т.д.

— Инвестиции в новые технологии являются надежным фундаментом повышения эффективности доставки,— сказал Максим Корнеев.— Общий тренд — на увеличение скорости грузоперевозки, и компании готовы вкладывать средства в решение этой задачи.

Руководитель направления взаимодействия с органами власти по регионам Урал, Сибирь и Дальний Восток Coca-Cola в России Александр Клепцов познакомил участников конференции с тем, как Coca-Cola в России справляется с текущими вызовами в сфере грузоперевозок. Проблемы, с которыми руководство предприятия сталкивается на рынке логистических услуг, связаны с подходами к его регулированию. Законодательное ограничение часов въезда в крупные города, запуск автоматической системы весогабаритного контроля — все это влияет на скорость доставки. С целью повышения эффективности Coca-Cola в России рассматривает переход в логистике на аутсорсинг.

— План компании — в 2018 году перевозить на территории СФО до 57% продукции с привлечением внешних подрядчиков. За этим будущее,— отметил Александр Клепцов.

Начальник отдела продаж компании Trasko Валентина Мехнина рассказала об особенностях доставки сборных грузов автомобильным транспортом при работе с Китаем и со странами ЕС. Для такого способа доставки характерно оптимальное соотношение срока (например, из Маньчжурии в Москву за 9 дней) и стоимости доставки.

Услуга «перевозка сборного груза» — объединение в одну партию грузов от разных компаний позволяет сэкономить на транспортировке. Преимуществами перевозок в составе экспортного сборного груза является оперативная загрузка у отправителя, возможность проработки маршрута из отдаленных регионов. 2017 год показал высокий уровень заинтересованности участников ВЭД в импорте сборных грузов из Китая автотранспортом.

— Участники ВЭД, которые только сейчас смогли оценить перспективность развития данного способа, активно собирают и анализируют информацию по этой теме,— сказала Валентина Мехнина.— Также на волне последних тенденций у нас появилась сборная линия по доставке экспортных грузов из России в Европу, что отвечает потребностям наших экспортеров.

Еще одной заметной тенденцией становится переход участников ВЭД на комплексные услуги со стороны транспортно-логистических компаний, имеющих свидетельство таможенных представителей.

Вторая сессия конференции была посвящена использованию IT-решений на транспорте и в логистике.

Ее модератором выступил основатель компаний Robotaxi.online, IVOICE Technology, Sportpriority.com Андрей Заворин.

Интернет вещей (Internet of Things, IoT) является одним из наиболее эффективных инструментов в достижении нового уровня цифровизации экономики. Менеджер PwC в России Екатерина Дядина проанализировала плюсы применения технологий IoT в сфере транспортировки и хранения грузов. По оценке PwC, эффект от внедрения данной технологии может достичь 542 млрд руб.

— Решения IoT в логистике помогут снизить затраты, повысить прозрачность цепочки доставки и сократить использование человеческого труда,— сказала Екатерина Дядина.— Использование технологий IoT позволит избежать задержки в пути, обеспечить сокращение операционных расходов за счет оптимизации ремонта и обслуживания автопарка.

Руководитель В2В Новосибирск компании «Сибирские сети» Ольга Кузнецова познакомила участников конференции с IT-технологиями, внедрение которых способно повысить уровень клиентского сервиса.

— Компаниям необходимо больше внимания уделять вопросам обслуживания заказчиков. Рынок изменился, всего один пропущенный телефонный звонок может стать причиной потери клиента,— сказала Ольга Кузнецова.— И здесь на помощь может прийти услуга «Виртуальная АТС», гарантирующая, что ни одно из обращений не останется без ответа.

«Виртуальная АТС» — это доступная в том числе для малого и среднего бизнеса услуга, которая позволяет быстро и без больших затрат выполнить телефонизацию офиса, предоставив сотрудникам персональные рабочие телефоны. Все разговоры при этом осуществляются посредством сети интернет и поддерживаются в больших дата-центрах.

Набор полезных функций «Виртуальной АТС» от компании «Сибирские сети» включает контроль и настройку сценариев обработки и распределения входящих вызовов, голосовое меню (IVR), переадресацию и множество других возможностей.

— Оценить все преимущества сервиса «Виртуальная АТС» можно во время бесплатного тестового периода,— подчеркнула Ольга Кузнецова.

Крупные международные компании являются лидерами в вопросах внедрения новых технологий. Руководитель транспортной логистики дивизиона операционной логистики и клиентского сервиса «Сибирь и Дальний Восток» ООО «Пивоваренная компания „Балтика“» Дмитрий Борщ познакомил участников конференции с IT-технологиями, помогающими «Балтике» наладить безопасную и четкую работу.

— Для компании «Балтика», бренд которой представлен более чем в 75 странах мира, повышение уровня клиентского сервиса в сфере логистики является важной составляющей. Высокая дистрибуция нашей продукции — это результат внедрения совместно с нашими партнерами современных технических решений, четко работающей системы планирования цепочки поставок и постоянного стремления к повышению уровня обслуживания,— сказал Дмитрий Борщ.

Высокая конкуренция за рынок грузоперевозок заставляет провайдеров оптимизировать использование имеющихся ресурсов, при этом специалисты имеют дело с огромным числом показателей. Представитель по работе с заказчиками IBM в СФО Иван Лемешев рассказал, на что можно рассчитывать, воспользовавшись наработками IBM. Одна из них — когнитивная система IBM Watson, нацеленная на решение задач путем анализа больших объемов информации.

Компания IBM располагает аналитическими разработками в области маркетинга (Unica), управления бизнес-процессами (ILOG), выстраивания партнерской сети (API connect) и т.д. Иван Лемешев привел примеры запросов, с которыми логистические предприятия обращаются в IBM, и вариантов предложенных решений.

— IBM владеет огромным числом технологий, если есть сложные задачи, не поддающиеся обычным методам, — обращайтесь к нашим разработчикам,— сказал он.

В сфере логистики существуют универсальные программные продукты, направленные на повышение эффективности работы транспортно-логистической системы. Вместе с тем многим компаниям требуется доработка готового программного обеспечения (ПО).

Об опыте разработки и применении передовых технологий в логистике участникам конференции рассказал коммерческий директор компании Magora Systems Евгений Войтишек. Среди реализованных компанией заказов — проект, выполненный для Австралийских железных дорог, нацеленный на определение проблемных участков, приложение для водителей такси и их пассажиров и другие.

— Учет уникальности делает разработку более интересной для пользователя,— отметил Евгений Войтишек.— Мы не просто пишем код или разрабатываем дизайн, мы создаем инструменты для увеличения прибыли и оптимизации рабочих процессов в компании.

Как будет выглядеть логистика будущего? На этот вопрос попытался найти ответ директор по развитию компании «Оптиплейн аэродинамика» Кирилл Яковченко, его предприятие занимается проектированием и производством беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

В будущем получит развитие сеть Matternet, состоящая из зарядочных хабов и инфраструктуры, обеспечивающей отправку грузов на удаленные расстояния, считает господин Яковченко.

— Matternet будет базироваться на БПЛА вертикального взлета и посадки. В настоящее время беспилотники могут летать на расстояния в десятки километров, передавая данные в режиме онлайн,— отмечает он.— В перспективе с ростом парка БПЛА встанет вопрос о взаимной координации воздушных судов. Очевидно, что будут выделены специальные трассы с тем, чтобы воздушные зоны, используемые БПЛА и пилотируемой авиацией, не пересекались.

Рынок логистических услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Вместе с тем компаниям уже недостаточно расширять штат сотрудников, увеличивать складские мощности и наращивать парк транспортного оборудования. На первое место выходит качество оказания услуг. Прошедшая конференция показала, что встречи в неформальной обстановке между представителями IT-компаний и операторами весьма полезны с точки зрения взаимного развития бизнеса и успешного ответа на глобальные вызовы.

Коммерсантъ Новосибирск