28.12.05

Транспортные средства: особенности временного ввоза и вывоза

Заместитель начальника Главного управления по организации таможенного контроля ФТС России Людмила Карамзина рассказывает об особенностях применения таможенных режимов временного ввоза и временного вывоза в отношении транспортных средств.

Людмила Валентиновна, для начала хотелось бы выяснить, что включает в себя понятие "транспортные средства" и почему их перемещение через государственную границу РФ в действующем Таможенном кодексе выделено в специальную таможенную процедуру?


Понятие "транспортное средство", которое используется в таможенном деле, достаточно широкое и отличается от общепринятого. Думаю, не имеет смысла здесь воспроизводить в деталях, что к нему относится. Определение данного понятия содержится в 11 -й статье ныне действующего Таможенного кодекса. В ней перечислены средства транспорта различных видов, а также сопутствующие им товары, которые мы, при определенных условиях, в таможенных целях тоже рассматриваем как транспортные средства.

В предыдущем кодексе также содержалось определение понятия "транспортное средство", но несколько иное. Оно, в частности, включало в себя и контейнеры, теперь эти товары к транспортным средствам не относят.

Применение таможенных режимов временного ввоза и временного вывоза по отношению к транспортным средствам имеет свои существенные особенности, поэтому этой теме посвящена отдельная, 22-я глава Таможенного кодекса. Однако мы сегодня руководствуемся положениями не только данной главы, но и положениями международных правовых документов. Учитываем, например, положения приложения С к Конвенции о временном ввозе, подписанной в Стамбуле в 1990 году. Это приложение целиком посвящено временному ввозу транспортных средств. Россия, правда, к этому приложению еще не присоединилась, но вопрос о присоединении к нему обсуждается.

В прошлый раз мы говорили, что таможенный режим временного ввоза товаров интересенпрежде всего с точки зрения на логовых льгот.

То же относится и к временному ввозу транспортных средств. Статья 271 уже упомянутой главы 22 Таможенного кодекса допускает полное освобождение от таможенных пошлин и налогов при соблюдении следующих условий: если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства, если оно ввозится в Россию и эксплуатируется иностранным лицом, если транспортное средство на территории России не используется для внутренних перевозок и не передается в аренду.

Если ввозимое транспортное средство не отвечает этим требованиям или если эти условия не выполняются, то применяется частичное освобождение от уплаты пошлин и налогов. В отношении транспортного средства применяются те же положения, что и в отношении временно ввозимых товаров, в том числе положения статьи 212 Таможенного кодекса.

В 22-й главе оговорено также право федерального правительства устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств в Россию с полным освобождением от уплаты пошлин и налогов, если данные транспортные средства используются российским лицом либо зарегистрированы за российским лицом, а также если не соблюдаются какие-либо другие из перечисленных условий, но при одном ограничении в течение срока временного ввоза право собственности на транспортное средство не переходит к российскому лицу.

Пока таких постановлений правительством принято не было.

А ранее принятые постановления, например, за номером 147?

Действительно, еще до ввода в действие нового Таможенного кодекса российское правительство приняло ряд постановлений о временном ввозе средств транспорта, используемых в международных перевозках. Речь идет прежде всего об отвечающих определенным требованиям большегрузных автомобилях и об отдельных видах судов, зафрахтованных российскими лицами по договору бербоут-чартера.

В правительственных постановлениях такие транспортные средства рассматриваются в качестве товаров, предмета сделки. Статьей 212 Таможенного кодекса предусмотрена возможность для правительства устанавливать перечень товаров, которые при временном ввозе полностью освобождаются от пошлин и налогов, при условии, если временный ввоз таких товаров не наносит существенного вреда экономике страны и осуществляется в целях развития внешнеторговых отношений. Но необходимо помнить, что использовать такие транспортные средства, в соответствии с постановлением правительства, можно только для международных перевозок.

Сейчас от заинтересованных организаций поступают предложения по освобождению от уплаты пошлин и налогов некоторых других средств транспорта, осуществляющих международные перевозки и не вошедших в постановление правительства 147. Иногда, например, встает вопрос об освобождении круизных судов, когда их маршрут пролегает частично через зарубежные европейские города, а частично через российские.

В каждом таком случае приходится разбираться отдельно, чтобы понять, в каком качестве выступает судно в качестве товара или транспортного средства. Соответственно меняются условия помещения его под таможенный режим временного ввоза.

Эта проблема старая. Она существовала еще до вступления в силу нового таможенного законодательства. Но сейчас стала более актуальна, потому что появились нормы, регулирующие помещение транспортного средства под таможенный режим временного ввоза. А это значит, что таможенные органы должны осуществлять контроль за целевым использованием транспортных средств и не допускать их эксплуатации на внутренних перевозках. Как только такие перевозки начинают осуществляться, таможенные органы сразу же должны взыскивать пошлины и налоги в отношении временно ввезенного транспортного средства.

Насколько реально сегодня отследить внутренние перевозки, осуществляемые, скажем, авто перевозчиками?

Пока нет практики действенно го контроля за использованием большегрузных автомобилей опыта, который можно было бы довести до всех таможенных органов. Мы де лаем только первые шаги в этом направлении. Но это касается не только автоперевозок. Проблема контроля целевого использования возникает и при эксплуатации гражданских воздушных судов малой авиации. Не меньше проблем и с железнодорожным подвижным составом. Думаю, взаимодействие с другими контролирующими службами поможет справиться с этой проблемой.

По новому таможенному законодательству транспортные средства в таможенном отношении оформляются в месте прибытия их на территорию России или в месте убытия с нее. Таможенный кодекс не обязывает лиц, эксплуатирующих транспортные средства, производить какие-либо таможенные операции внутри страны. Он требует от них только соблюдения условий режима временного ввоза. Однако, если есть информация о нарушениях, то в рамках таможенного контроля таможня может проверить целевое использование товаров. Перевозчики часто возмущаются, когда уже внутри страны, на маршруте или за определенный период использования транспортных средств таможня требует с них оформленные на границе въездные или выездные декларации. И напрасно, действия таможенников обоснованны и не противоречат законодательству, хотя, конечно, бывают и перегибы.

В действующем таможенном законодательстве есть четкое определение внутренней перевозки?

Нет, в российском- законодательстве нет. Зато есть в уже упоминавшемся приложении С к Конвенции о временном ввозе. Это, кстати, еще один довод в пользу присоединения России к данному приложению.

Чем же тогда руководствуются таможенные органы при контроле целевого использования транспортных средств?

Положениями других международных конвенций, к которым Россия и в свое время СССР присоединились, а также законодательством в области транспорта. Но сложность состоит в том, что приведенные в этих документах определения отличаются друг от друга в зависимости от видов транспорта и используемых понятий.

Например, если взять воздушный транспорт, то перевозка считается международной не только, когда пункт отправления и пункт назначения находятся в разных странах, но и даже в тех случаях, когда пункты назначения и отправления расположены в одном государстве, а промежуточный в другом. Для таможенных целей удобнее использовать единое для всех видов транспорта определение международной перевозки, которое содержится в приложении С Стамбульской конвенции.

Очевидно, большая часть спорных ситуаций как раз связана с существующей неопределенностью в понятиях?

Пока трудно делать какие-то обобщающие выводы: практика оформления транспортных средств по новым таможенным правилам у нас все еще не очень велика. В процессе обсуждений мы пришли с Правовым управлением ФТС России к единым позициям. Но есть еще и заинтересованные лица, споры с ними решаются, как правило, в суде. Еще больше может возникнуть вопросов, когда будут проводиться работы по внесению дополнений и изменений в действующий Таможенный кодекс, в том числе в его главу 22.

Сейчас существует проблема, например, с возвратом транспортных средств после ремонта за рубежом. Операции по их техобслуживанию и ремонту как при временном вывозе, так и при временном ввозе с освобождением от уплаты таможенных платежей в принципе допускаются. Но эти операции, по закону, не должны улучшать состояние транспортного средства по сравнению с тем, в каком оно находилось в момент ввоза или вывоза из страны. В противном случае, придется платить пошлины и налоги. Это предмет бесконечных споров таможни с транспортниками.

В частности, мы считаем, если за рубежом произведен существенный ремонт или модернизация судна, которые улучшили его внешний вид, технические и иные характеристики, то при возврате в Россию за такой ремонт надо взимать пошлины и налоги как за продукты переработки в соответствии со статьей 207 Таможенного кодекса. Мы исходим из того, что вопрос этот чисто экономический. В процессе капитального ремонта или модернизации судна создается довольно большая добавленная стоимость, то есть фактически вместо того, чтобы поддерживать наши судоремонтные предприятия, мы загружаем иностранные мощности. Союз российских судовладельцев с нами не согласен. Его представители утверждают, что в мировой практике не принято оформлять суда после ремонта с взиманием таможенных платежей. Я о такой практике не слышала.

На мой взгляд, спорные ситуации часто возникают из-за того, что в России сегодня не существует таких документов, где были бы приведены четкие определения, что считать техническим обслуживанием, что "мелким" ремонтом, что капитальным ремонтом, а что модернизацией, и которыми должны были бы руководствоваться все заинтересованные лица.

Мы убедились в этом, когда подняли соответствующие ГОСТы четких определений в них нет, зато есть сноски, в которых говорится, что эти понятия могут перекликаться. Поэтому разделить на практике упомянутые виды работ бывает сложно.

Федеральная таможенная служба выпустила разъяснение по взиманию пошлин и налогов в отношении транспортных средств, возвращающихся в Россию после произведенного за рубежом ремонта. Транспортники отнеслись к этому документу негативно. Некоторые их организации даже потребовали его регистрации в Минюсте. При решении вопроса об уплате таможенных платежей после произведенного за рубежом ремонта они основываются на положениях правительственного постановления за номером 517. Однако именно в этой части данное постановление противоречит новому законодательству и, следовательно, применять его нельзя. Во избежании путаницы, мы обратились в Правовое управление ФТС России с просьбой инициировать отмену ряда устаревших документов.

Много проблем связано и с железнодорожным подвижным составом. Часто направления для таможенного контроля подсказывают запросы, присылаемые нам другими правоохранительными органами. В этом году, в том числе по таким запросам, выявлено значительное количество цистерн и вагонов, которые были ввезены на российскую территорию как транспортные средства для осуществления международной перевозки, а затем "затерялись" на просторах нашей родины и стали использоваться на внутреннем железнодорожном сообщении. Отслеживать такой подвижной состав труднее всего. Из транспортных документов, которые оформляются для осуществления международной перевозки по железной дороге, очень сложно понять истинную принадлежность перемещаемых цистерн и вагонов. К кому они на самом деле относятся к казахстанской, российской, литовской или какой-нибудь другой железной дороге постсоветского пространства. Ведь значительная часть железнодорожного подвижного состава родом еще из СССР. Определить, когда те или иные вагоны и цистерны, используемые для внутренних перевозок, были законно ввезены на территорию России непростая задача. При этом у нас есть опасения, что если таможня начнет скрупулезно контролировать подвижной состав...

...то железная дорога просто встанет.

Проблем во всяком случае может возникнуть много.

Как регулируются сроки временного ввоза и временного вывоза транспортных средств?

При помещении транспортного средства под таможенный режим временного ввоза сроки специально не устанавливаются. Но есть требование закона при завершении операции по перевозке транспортное средство должно быть незамедлительно вывезено с территории России.

В редких случаях, когда есть мотивированные причины (например, потребовался экстренный ремонт), допускается продление сроков пребывания транспортных средств на российской территории. Правила применения режима временного вывоза в отношении транспортных средств очень либеральные. Таможенные платежи не уплачиваются. Законом не предусматриваются ограничения ни по срокам пребывания, ни по использованию транспортных средств за рубежом. То есть фактически поддерживается возможность их эксплуатации в иностранных государствах. Такая практика распространена во всем мире.

А как быть с запасными частями?

Статьей 278 Таможенного кодекса предусмотрено полное условное освобождение оборудования и запасных частей от уплаты таможенных платежей при их временном ввозе и временном вывозе с территории России. Если они ввозятся вместе с транспортным средством, то по от ношению к ним применяется упрощенное оформление на границе, в остальных случаях оформление про изводится с подачей ГТД.

Какие проблемы могут воз никнуть при таможенном оформлении транспортных средств, помещенных под режимы временного ввоза и временного вывоза?

Здесь хотелось бы обратить внимание на положения статьи 279 Таможенного кодекса. Транспортное средство при перемещении через границу проходит упрощенное оформление, то есть с подачей въездной или выездной декларации, только в случаях, указанных в пункте 3 данной статьи. А в остальных случаях декларирование транспортного средства должно осуществляться как товара, со всеми вытекающими последствиями.

То есть следует отличать декларирование при прибытии в Россию и убытии с ее территории транспортного средства от декларирования товаров. Это совершенно разные виды декларирования и проводятся они в разных формах.

При таможенном оформлении транспортного средства достаточно представить в таможенный орган сопроводительные транспортные документы (стандартные документы перевозчика), если они содержат все сведения, перечисленные в пункте 2 статьи 279. Если сведения не полные, тогда заполняется соответственно въездная или выездная декларация по форме, установленной приказом ГТК России за номером 916 (при этом транспортные документы являются неотъемлемой частью данных деклараций).

Многие автоперевозчики отказываются подавать въездную или выездную декларацию по установленной приказом ГТК форме, когда в транспортных документах отсутствуют необходимые сведения, мотивируя это тем, что водителю на пункте пропуска такие декларации заполнять очень сложно. Наша рекомендация следующая. Несмотря на установленную форму, данные декларации не имеют никаких видов защиты. Их форма опубликована как приложение к приказу, существует также ее электронная версия. То есть в любой момент с нее можно сделать ксерокопию, распечатать на компьютере, допускается заполнение этих деклараций от руки.

Словом, предусмотрены все возможности, чтобы заполнить эти декларации заранее, когда транспортное средство еще только отправляется в рейс. Соответственно, при прибытии в пункт пропуска водитель сможет их сразу же предъявить вместе с остальными документами.

И еще важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Если транспортное средство не заявлено к какому-либо режиму в качестве товара, то для таможенных целей с момента его оформления, то есть с момента совершения операций при прибытии в Россию или при убытии с ее территории, оно считается помещенным под режим временного ввоза или временного вывоза. Соответственно, к такому транспортному средству, согласно пункту 5 статьи 279 Таможенного кодекса, применяются все условия и требования, предусмотренные законодательством в отношении этих режимов.

Если лицо, перемещающее транспортное средство, данные требования не выполняет, то оно может быть привлечено к административной и даже, в отдельных случаях, к уголовной ответственности.

Отдельно хотелось бы сказать о статье 280 Таможенного кодекса. Она целиком посвящена временному вывозу и обратному ввозу судов - морских, речных и воздушных, которые по своему статусу к транспортным средствам не относятся (не используются для международных перевозок), но их деятельность важна для развития внешнеторгового оборота и перевозки пассажиров. Такие суда приравниваются к транспортным средствам, и при их временном вывозе и обратном ввозе применяются правила и льготы, установленные 22-й главой Таможенного кодекса. Подчеркиваю, только при временном вывозе. На временный ввоз эти послабления не распространяются.

Беседовала Елена Гончарова
Журнал Таможня 21 от 25.11.05