22.01.07

Транспортный коридор Запад - Восток

Президентом Узбекистана утверждена концепция развития автомобильных дорог. Цель - строительство, реконструкция и модернизация участков международных транспортных коридоров и обеспечение безопасности грузоперевозок. Реализация задач намечена на 2007-2010 годы. По расчетам специалистов, предоставленным UT, объем инвестиций предварительно оценивается в 500 млрд. сумов.

В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог Узбекистана составляет 146,4 тыс. км. Из них 42,5 тыс. км - магистральные дороги общего пользования, в том числе 3,2 тыс. км - автотрассы международного и 18,8 тыс. км - государственного значения. Все населенные пункты республики имеют устойчивую автодорожную связь, которая обеспечивает выход к сопредельным государствам, сообщает независимая газета Uzbekistan today .

За годы независимости в Узбекистане проведена целенаправленная работа по развитию современных автодорог, комплексной реконструкции и ремонту важнейших транзитных транспортных артерий: Ташкент-Ош со строительством двух тоннелей на перевале Камчик , Ташкент-Термез , Самарканд-Бухара-Алат , Кунград-Бейнеу , Ташкент-Чимган-Чарвакская зона отдыха . Обеспечено целостное функционирование Ташкентской кольцевой автодороги. Построены современный совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Амударья, обходы крупных населенных пунктов, сложные транспортные развязки и ряд других объектов. За 2000-2005 годы введены новые и реконструированы 202 км, произведен капитальный ремонт 4027 км и средний ремонт - 10368 км дорог.

При поддержке Президента Ислама Каримова проделана серьезная работа, которая должна скорректировать и утвердить основные долговременные направления развития сети автомобильных дорог Узбекистана. Концепция предусматривает строительство и реконструкцию 679 км автодорог, в том числе 489 км участков, входящих в состав международных транспортных маршрутов, и 190 км дорог государственного значения, что позволит увеличить протяженность автодорог высшей категории на 557 км, общую длину мостов и путепроводов - на 2743 км.

Первоочередной этап - развитие транспортных коммуникаций, надежно связывающих Ташкентскую область с Ферганской долиной. До конца 2010 года намечено провести модернизацию и развитие международной магистральной дороги Е-40 на участке Самарканд - Навои - Бухара путем перевода его со второй в первую категорию с 4-полосной проезжей частью. В этот же период предполагается заняться созданием международного логистического центра в виде сухого порта в Навои и расширение автодорог, примыкающих к магистральной автодороге Е-40. Если говорить о предварительных расчетах, то предполагается, что при реализации программы к 2010 году в Узбекистане внутриреспубликанский грузо- и пассажиропоток автомобильного транспорта вырастет на 60-70 процентов, а международные и транзитные - в среднем на 45-55%.

Как сообщили UT в Республиканском дорожном фонде при Министерстве финансов, в целом конфигурация и протяженность автомобильных трасс Узбекистана сформированы, но нуждаются в дополнении. В Узбекистане идет последовательное развитие сети автомобильных дорог. Но речь не только о том, чтобы получить доступ к богатой минерально-сырьевой базе, необходимой для развития собственного промышленного производства. Еще более перспективно позиционировать транспортный коридор Запад - Восток как часть международной системы сообщения. Сегодня географическое положение позволяет осуществить транзитные перевозки грузов и пассажиров кратчайшим путем, практически во всех направлениях, включая к морским портам. Узбекистан является участником более 30 международных конвенций, соглашений и договоров в области автомобильного транспорта и автодорог, а также активным участником ряда программ, разрабатываемых международными организациями по совершенствованию и интеграции национальных транспортных коммуникаций. Через территорию республики проходят 20 международных маршрутов и направлений.

С этой точки зрения геополитическое значение концепции как связующего звена между Европой и быстроразвивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI веке уникально. Но не стоит упускать из виду дорожное строительство, которое ведет сегодня Китай: четыре параллельные и две меридиональные железнодорожные ветки, автомобильная дорога в Европу, которая пройдет через Пакистан. Конкуренты могут серьезно потеснить на рынке транзитных услуг. Глобальная задача новой концепции - создание более выгодных условий движения по нашему коридору.

В частности, формирование концепции было осуществлено с учетом поэтапного строительства и реконструкции автодорог, входящих в состав следующих направлений, наиболее востребованных для эффективной интеграции в мировую транспортную систему: северное и северо-западное направления ( Гузар-Бухара-Нукус-Кунград-Бейнеу , Алматы-Бишкек-Ташкент-Термез и Навои-Учкудук ), обеспечивающие выход в страны СНГ и Европы, и юго-западное и южное направления ( Самарканд-Навои-Бухара-Алат ), обеспечивающие выход к портам Персидского залива и Черного моря.

В соответствии с программой финансирование концепции осуществляется на основе концентрирования целевых государственных финансовых ресурсов на реализацию приоритетных проектов в сфере дорожного строительства . То есть основным источником строительства остаются средства Республиканского дорожного фонда, администраций районов и областей. Разумеется, будут использованы и деньги зарубежных банков. В настоящее время прорабатываются вопросы привлечения кредитов Азиатского и Исламского банков развития. Кроме того, ведутся переговоры о привлечении инвестиций с Японским банком международного сотрудничества. И есть вполне определенная перспектива работы с Кувейтским фондом экономического развития. Большое внимание уделяется привлечению отечественного частного капитала.

Создается система госконтроля за состоянием коммерческих дорог, соблюдением безопасности движения. Усиливаются экологические требования. Предусматривается ответственность за несоблюдение стандартных норм.

Press-uz.info; 22.01.07