18.09.06

Транзитной пошлиной - по очередям грузовиков

Шумиха вокруг ситуации с очередями на контрольно-пропускных пунктах (КПП) Терехово и Гребнево поутихла. Тем не менее в правительственных кулуарах чиновники и эксперты до сих пор спорят о том, как избежать августовского затора в дальнейшем. Премьер-министр Айгар Калвитис по-прежнему настаивает на введении транзитной пошлины.

Командировка на границу

На прошлой неделе Айгар Калвитис выбрался из столичного офиса и лично ознакомился с ситуацией на латвийской восточной границе. Он посетил КПП в Зилупе и Терехово. Командировка не в Брюссель или Вашингтон была отчасти связана с тем, что после присоединения в Шенгенскому договору эти пункты на латвийско-российской границе станут главными для авто- и железнодорожных перевозок.

Во время пребывания в приграничной зоне господин Калвитис коснулся проблемы очередей грузовиков, собиравшихся в Терехово и Гребнево на протяжении августа и начала сентября этого года. Напомним, что критическая ситуация сложилась в середине августа, когда в Терехово на выезде в Россию стояло свыше 800 автомашин. Благодаря действиям различных служб очереди немного сократились, однако позже вновь увеличились. Сейчас же обсуждается вопрос о том, как в дальнейшем подобных ситуаций избежать.

Что делать и кто виноват

Не мудрствуя лукаво, Айгар Калвитис предложил ввести транзитную пошлину. Собранные средства, по мнению премьера, могли бы пойти на улучшение инфраструктуры и позволили увеличить пропускную способность КПП. Напомним, что еще в августе в беседе с Телеграфом Айгар Калвитис отметил, что Латвия единственная страна, которая не получает никаких налогов с транзитных перевозок. В результате все сейчас едут через нашу страну в других местах надо и деньги платить, и проходить разные бюрократические процедуры , пояснил премьер.

На вопрос, почему Латвия не переняла европейский опыт, господин Калвитис тогда ответил следующее: Дело в том, что с 90-х годов, являясь транзитным государством, мы были открыты для этого бизнеса. Но мы ведь не могли предвидеть, что пару недель назад Белоруссия поменяет правила игры поднимет сборы, введет конвоирование, транзитные визы для польских перевозчиков и т.д. Эстония же закрыла на ремонт один из своих КПП .

Вентули в помощь

Нужно заметить, что несмотря на благие намерения Айгара Калвитиса, специалисты его предложение не встретили на ура. Одной из многих причин является то, что платить в этом случае придется не только зарубежным фурам, но и латвийским.

Среди других предложенных экспертами потенциальных вариантов по предотвращению заторов открытие третьего КПП в Вентули, требование помощи и сотрудничества у российской стороны. Некоторые эксперты считают, что избежать пробок удастся после того, как будет открыт мост через эстонскую реку Нарву. Если же Латвия не сможет справиться с проблемой своими силами, можно будет обратиться за помощью к ЕС. Кстати, Брюссель уже выразил свою готовность помочь.

В свою очередь начальник Государственной пограничной службы Гунар Даболиньш считает, что гораздо эффективнее было бы просто расширить КПП, а также построить для автотранспорта дополнительные полосы. Таким образом, можно было бы более оперативно проверять и пропускать фуры с скоропортящимися грузами.

Нужна ли транзитная пошлина?

Владимир БУТАНОВ, управляющий транспортной фирмой Atek:

Мое отношение к инициативе господина Калвитиса отрицательное. Во-первых, непонятен порядок сбора пошлины, во-вторых, какой эффект будет достигнут, и в-третьих, когда все это появится. На мой взгляд, наши политики любят рассуждать о будущем отстраненно от реальной ситуации, а господин Калвитис откровенно плавает в этом вопросе. Между странами существуют различные международные транзитные соглашения, и вряд ли ЕС позволит Латвии в одностороннем порядке ввести пошлину.

Нужно также понять, для чего все это делается. Если для получения денег, то, как показывает практика, обычно собранные средства уходят куда угодно, только не на ремонт дорог. Если же за счет пошлин мы хотим сократить поток машин, то нужно точно определить, каких именно. Возможно, пошлина в размере 20 евро и остановит российские грузовики, но вряд ли сократится поток литовского транзита, так как проезд через Белоруссию туда и обратно стоит гораздо больше 300 долларов.

Валдис ТРЕЗИНЬШ, президент Латвийской ассоциации автоперевозчиков:

Предложенное премьером введение транзитной пошлины это самый легкий путь для решения проблемы. В нормальных странах сначала создают необходимую инфраструктуру, а потом уже обсуждают, сколько взимать с автоводителей. У нас же все наоборот.

На мой взгляд, сначала нужно построить достойные дороги, создать все условия, а потом уже думать о размерах пошлины. Я, конечно, понимаю, что у господина Калвитиса благие намерения и что строительство это дополнительные затраты. Но если правительству не под силу справиться с этой задачей, поручите тогда ее частникам. Я думаю, что в Латвии найдутся компании, которые согласятся на это предложение. В конце концов источники финансирования есть: мы платим акциз на топливо, можно привлечь средства из структурных фондов. Имеются все возможности. Почему частный бизнес может построить автомагистраль Рига Сените, но не в состоянии сделать нормальные дороги на границе?

Михаил ФРИДМАН, вице-президент Латвийской Национальной ассоциации экспедиторов:

Мое отношение к предложению Айгара Калвитиса отрицательное. Если его послушать, то мы пойдем по пути Белоруссии. Но как только мы введем пошлину, Белоруссия ее отменит, и тогда Латвия останется ни с чем. На мой взгляд, нужно расширять действующие КПП и привлекать для этого средства ЕС. Не мечтать об автомагистрали в Сените и строительстве Замка света , а строить на эти деньги хорошие дороги на границе и увеличивать пропускную способность КПП.

Gorod.lv; 18/09/06