30.09.05

Транзитные сценарии

На неофициальном совещании министерств экономики и внешней торговли стран Прибалтики, Молдавии, Азербайджана и Грузии, прошедшем в Риге 25-26 сентября, было предварительно одобрено повышение тарифов на транзитные грузы из России в следующем году на 15-35%. Точные сроки и конкретные размеры удорожания этого транзита пока не обозначены. Окончательное решение ожидается не позже декабря. Похоже, такие меры ответ на недавние ограничения России на импорту молдавских сельхозпродуктов и на повышение цен на российских газ для этих стран с 2006 года.

Пока к упомянутому решению не присоединилась Украина: ее правительство намерено сперва завершить газовые переговоры с Россией и Туркменией до середины ноября. Вероятно, именно поэтому окончательное решение о ценах на российский транзит на совещании в Риге отложено до окончания переговоров Украины со странами-газопоставщиками.

Через Молдавию, Азербайджан, Грузию и страны Прибалтики Россия ежегодно перевозит, например, до 30% объема экспортируемых лесных грузов, с учетом транзита через Украину почти 40%. Понятно, что удорожание этого транзита вынудит не только переориентировать часть лесоэкспортных маршрутов, но и, вероятно, перезаключить лесоэкспортные контракты (ввиду вполне возможного нарушения графика поставок и изменения пунктов поступления грузов). Кроме того, Россия может ответить повышением своих цен на все товары и услуги, поставляемые упомянутым странам, но они наверняка продолжат войну цен , трансформируя торговые споры в политическую плоскость чтобы добиться большей поддержки со стороны ВТО, ЕС, США и НАТО.

В сложившейся ситуации, в том числе по географическим причинам, целесообразнее начать комплексный экономический диалог с упомянутыми государствами. В противном случае усложнятся и без того непростые переговоры России с ЕС и ВТО и, вдобавок, усугубятся проблемы российского внешнеторгового транзита. Особенно в Калининградском анклаве. Во всяком случае, по оценкам белорусских ведомств, через территорию республики может быть перенаправлено не более трети тех лесоэкспортных перевозок России, которые на сегодняшний день осуществляются через Прибалтику, Молдавию, Азербайджан и Грузию.

GazetaSNG 30.09.05