17.08.06

Транзитный наезд

На границе России с Латвией скопилась огромная очередь грузовиков. Кто виноват в хаосе международных перевозок?

На днях в электронных СМИ и на телевидении появилась информация о скоплении более 800 грузовиков на российско латвийской границе. Практически моментально было озвучено множество версий, объяснявших причины столь массового сбоя работы латвийских таможенников. Говорят, что в пробке на границе виновны криминальные структуры, которые ее и организовали в надежде на получение прибыли от подпольного бизнеса по ускоренной переправке машин через границу. Российская газета КоммерсантЪ даже сообщала, будто некие посредники за 100 евро предлагают водителям грузовых фур ускоренный вариант прохождения границы. Назывались и другие причины происходящего. Так, министр внутренних дел Латвии Дзинтарс Яунджейкирс накануне обозначил сразу три: ремонт дорог в Эстонии, из за которого поток грузов из ЕС переориентировался на Латвию, смена руководства таможни на российской стороне и даже нехватка в Латвии пунктов пропуска на границе с РФ...

Удивила еще одна точка зрения. На сайте Федеральной таможенной службы России основной причиной скопления большегрузных автопоездов была названа переориентация транспортных потоков с белорусско российского на латвийско российский участок границы в связи с увеличением дорожного налога и усилением транспортного контроля в Беларуси . При этом утверждалось, что по отзывам фирм перевозчиков, несмотря на очереди в пунктах пропуска, им выгоднее ввозить товары в Россию через Латвию.

Вчера свой комментарий по этому поводу дал Государственный таможенный комитет нашей страны.

По словам начальника управления организации таможенного контроля ГТК Сергея Борисюка, утверждения, будто объем транзитных потоков через территорию Беларуси падает, абсолютно голословны. Наоборот, есть все основания говорить о его устойчивом росте. К примеру, только за 14 августа (день, когда на латвийской границе появились очереди) через белорусский участок внешней границы Союзного государства проехало 1.500 грузовых автомобилей, из них около 1.300 транзитом, что является нормой. При этом Сергей Борисюк отметил, что в первой половине месяца таможенным органам пришлось изрядно поработать: в начале августа даже на белорусско российской границе наблюдалась небольшая очередь.

По его мнению, неверно говорить об ужесточении таможенного законодательства Беларуси как об одной из причин появления очередей, поскольку в текущем году оно упростилось. Возможно, ажиотаж на российско латвийской границе во многом связан с тем, что иностранные перевозчики, желая сэкономить на страховке, сборах за транзитный проезд и визе, едут в Россию через Латвию.

Сергей Борисюк подчеркнул, что руководство страны уделяет большое внимание развитию транзитного потенциала государства. В частности, в прошлом году была принята долгосрочная программа улучшения транзитной и инвестиционной привлекательности. Она предусматривает в том числе унификацию транзитных процедур с соседними государствами. Эти мероприятия способствуют обеспечению порядка на границе, что, в свою очередь, создает благоприятный имидж Беларуси и будет привлекать дополнительные транзитные потоки.

В свою очередь, в Министерстве транспорта и коммуникаций мне сообщили, что в 2006 году никаких ограничительных мер не вводилось, а транзитные тарифы не повышались. Кроме того, в ближайшее время планируется рассмотреть возможность снижения сборов за проезд грузовых автомобилей по территории Беларуси.

Советская Белоруссия; 17.08.06