22.02.07

Транзитный узел

Развязать его можно общими усилиями наших стран

ЖИТЕЛИ Смоленской и Могилевской областей никогда не представляли разделяющую их государственную границу как некий рубеж. И потому, что соседи, и потому, что никогда не делили себя по национальному признаку. Часто и без всяких проблем ездили "за границу" к родственникам и друзьям.

А на прошлой неделе белорусским автолюбителям, направлявшимся на Смоленщину, на границе настоятельно предложили оформить документы, гарантирующие обратный вывоз своего автомобиля. Подобный порядок существовал и ранее, однако прежде те, кто направлялся в приграничную с Беларусью российскую область, могли выполнить эту процедуру в любом городе, выбрав удобное для себя время и не тратя его в очереди. Теперь это надо делать на границе, и не только автолюбителям, но и водителям большегрузных фур. Все бы ничего, но оформление каждого из них занимает от получаса и более. Так что на прошлой неделе автомобильные очереди на белорусско-российской границе достигали километра.

В белорусском Государственном таможенном комитете этот факт не драматизируют. Говорят, к полуночи очередь рассасывается. Там также сообщили, что периодически пытаются вести переговоры с российскими коллегами об упрощении процедуры временного ввоза транспортных средств. Пока, правда, без особого успеха. Однако такие попытки служат слабым утешением тем, кто опоздал из-за бюрократического нововведения по важному делу или просто испытал разочарование от того, как сдерживается интеграционный процесс, призванный объединить наши государства.

Тем временем идут разговоры о том, что российский минтранс, начиная со второго квартала, может отказать белорусским предприятиям в выдаче разрешений на доставку грузов из России или на ее территорию из третьих стран. Между тем в этой сфере в Беларуси занято около 6 тысяч большегрузных автомобилей и 48 тысяч человек. Переключить их на другие направления крайне проблематично. О масштабах их вовлеченности в российскую экономику говорит уже тот факт, что Беларусь рассчитывала на получение 60 тысяч российских разрешений для своих автотранспортников. Потери, по подсчетам минтранса страны, могут составить до 260 миллионов долларов в год - за этой внушительной цифрой зримо видится не только безработица для тысяч специалистов, но и драма банкротств, поскольку сотни дорогостоящих грузовиков приобретены в лизинг в расчете на рост автоперевозок по маршруту Европа - Россия. Причем названные миллионы вряд ли перетекут к российским транспортным фирмам. Скорее всего, этот кусок пирога ухватят литовские, польские перевозчики, более знакомые западным логистическим центрам.

Так что деструктивность происходящего сегодня на нашей общей границе для экономических взаимоотношений очевидна. В кулуарах таможенных и транспортных ведомств о подоплеке сложившейся ситуации говорят довольно откровенно. Дескать, Беларусь застопорила "калининградский транзит" - доставку грузов из западного российского региона на "материк" - и теперь расплачивается. Попробуем объективно разобраться во взаимных претензиях.

Еще относительно недавно российские товары перевозились по Беларуси свободно на основании транспортных документов с отметками таможенных органов. Однако с этого года, сообщает российский минтранс, белорусские таможенники якобы стали досматривать все грузы, следующие из Калининградской области транзитом, а доставка их на границу с остальной территорией России осуществляется исключительно в составе конвоев. Это не только требует дополнительных затрат, но и создает очереди на границе, замедляет транспортные потоки.

У белорусских коллег иной взгляд на ситуацию. Они аргументируют его, прибегая к довольно сложной процедуре "Временной технологии организации таможенного контроля за российскими и белорусскими товарами, транзитно перемещаемыми между Калининградской областью и остальной частью Таможенного союза". Опустим для простоты изложение ее описания. Отметим лишь, что если эта технология соблюдается, то на белорусско-литовской границе белорусские таможенники лишь регистрируют российский транзитный товар, а дальше он перевозится свободно.

Однако в том и дело, считают в белорусском ГТК, что российская сторона якобы отошла от договоренности и стала по-разному оформлять калининградские грузы в зависимости от того, направляются они в Беларусь либо в Россию. А это уже ставит под удар экономические интересы. И то, что российские коллеги в данном случае лишь следуют национальному законодательству, отрицательных последствий не уменьшает.

Вот один пример. В Минске и других городах по частным объявлениям или в Интернете можно значительно дешевле, чем в обычном магазине, купить дорогостоящую импортную видеотехнику. Естественно, причина "уценки" кроется в обходе таможенных пошлин и других налогов. Это возможно при "серых" схемах завоза товара. Когда он, например, по документам направляется из Калининграда в Москву, однако таинственным образом "оседает" на белорусской территории.

Естественно, местные таможенные службы в такой ситуации тоже были вынуждены "вспомнить" о своем национальном законодательстве, предполагающем более тщательный досмотр транзитных грузов. В белорусском ГТК приводят такие цифры: из 827 партий грузов, следующих из Калининградской области через Беларусь в Россию и взятых под контроль, 47 не пересекли восточную границу страны, то есть "растворились" на белорусской территории. И вполне возможно, были проданы по приведенной уже схеме. Это телевизоры, бытовая техника, мясные товары общей стоимостью около 10 миллионов долларов.

Что можно сказать по этому поводу? Претензии сторон друг к другу по отдельности выглядят на первый взгляд довольно убедительно. Но очевидно, что если не придерживаться некой общей стратегии, то наши страны в целом могут понести серьезные потери. Тут нет иного выхода, кроме как вернуться к накопленному при строительстве единого таможенного пространства опыту сотрудничества.

Белорусская сторона предлагает, в частности, для упрощения таможенного оформления товаров, следующих из Калининградской области на остальную российскую территорию, использовать успешно применявшийся ранее порядок. А чтобы он имел необходимую юридическую основу, Таможенному комитету Союзного государства следует принять соответствующий документ, которым будут руководствоваться обе стороны.

В белорусском ГТК сообщили, что еще до 1 марта наши страны предполагают подписать межправительственное соглашение, направленное на урегулирование спорных вопросов, возникающих при перевозке транзитных грузов. Тем самым будет найдено и решение калининградской проблемы, болезненность которой для россиян белорусам вполне понятна.

Хотелось бы надеяться, что следом будут преодолены трудности с выдачей белорусским перевозчикам разрешений на доставку транзитных грузов в Россию и из нее, а также исчезнут и внезапно возникшие строгости на белорусско-российской границе.

Российская газета. СОЮЗ. Беларусь - Россия 22.02.07