23.07.08

Транзиту нужна компания

Для успешного развития транзита через территорию России потребуется создание компании, выполняющей функции национального оператора.

К такому выводу пришли участники экспертного совещания в секретариате Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП), посвящённого обсуждению проекта федерального закона «О транзите грузов по территории Российской Федерации».

Генеральный секретарь КСТП Геннадий Бессонов отметил, что единый транзитный оператор мог бы быть сформирован на базе крупной российской компании, которая имела бы контрольный пакет акций. Она должна быть открыта и для участия других экспедиторских компаний, что позволит избежать появления монополиста.

Президент Ассоциации экспедиторов России Валерий Алисейчик заявил «Гудку», что ОАО «РЖД» должно иметь контрольный пакет акций в компании, которая будет выполнять роль национального контейнерного оператора.

«Можно взять в пример немецкую компанию Kombiverkehr, выполняющую функции по развитию транзита и предоставлению транспортно-логистических услуг. Компании Deutsche Bahn в ней принадлежит контрольный пакет, а остальные акции распределены между порядка 400 компаниями-акционерами. Это даёт возможность уравновесить интересы государства и бизнеса», – отметил он.

Валерий Алисейчик добавил, что в законе о развитии транзита должны быть регламентированы взаимоотношения операторских компаний с таможенниками, а также дано определение тарифной политики государства.

«Тариф должен быть известен примерно в октябре на весь следующий год. И впоследствии не должен изменяться. Во взаимоотношениях с таможней я бы выделил два принципиальных момента. Транзитный груз, кроме исключительных случаев, можно подвергать упрощённой процедуре контроля. А если уж таможенники взялись проверять транзитный груз, то в случае их ошибки они сами должны оплачивать оператору и грузовладельцу все издержки», – отметил он.

Геннадий Бессонов добавил, что закон о транзите должен чётко обозначить интересы государства в осуществлении данного вида перевозок.

«Закон должен способствовать успешной реализации проектов по развитию евро-азиатских транспортных коридоров, проходящих по территории России. Документ создаст условия для привлечения дополнительных объёмов транзитных грузов на отечественные транспортные коммуникации, ускорения прохождения товаров транзитом по территории России», – отметил глава КСТП.

Геннадий Бессонов подчеркнул, что принятие закона подразумевает необходимость внесения изменений в сопряжённые законодательные акты, в том числе в Таможенный кодекс.

«Потребуется внести в законопроект перспективные технологии электронного декларирования, использования электронной цифровой подписи, единой накладной ЦИМ/СМГС и другие инновационные разработки. Необходимо проработать и соотнесённость законопроекта с существующими международными юридическими положениями в части документального обеспечения транзитных перевозок», – добавил он.

Заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Постников заявил, что основным итогом принятия закона о транзите должно стать сокращение сроков прохождения грузов по сети РЖД.

«Нам интересно именно сокращение сроков задержки грузов на погранпереходах. Если закон сможет ускорить процедуру их прохождения, то нашей компании имеет смысл его поддержать. Это и есть наш приоритет», – добавил он.

«Гудок», 23.07.2008