14.02.07

Требования к условиям перевозки первичны

Генеральный директор ОАО «Рефсервис» (дочерняя компания ОАО «РЖД») Николай Аверков:

– На сегодняшний день транспортировка скоропортящихся грузов (СПГ) железнодорожным транспортом регламентируется 5 нормативными актами федерального значения: законами «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (ППСГ). Помимо этого, время от времени появляются всякого рода подзаконные акты, дающие дополнительные разъяснения в отношении того или иного груза, например пива, и открывающие зеленый свет для перевозки его в крытых вагонах по особым условиям.

Поэтому первое, что напрашивается для совершенствования правил перевозки, это инициировать существование одного и при этом единого федерального закона, четко и жестко прописывающего требования к безопасности пищевых продуктов, условиям их хранения и перевозки.

При этом, несомненно, федеральный орган исполнительной власти, определяя условия и Правила перевозок таких грузов, должен исходить в первую очередь из интересов потребителей продукции, которые должны получить качественные, а не перемороженные или перегретые в процессе доставки продукты.

При транспортировке СПГ перевозчик обязан учитывать диапазон температур, который определен для хранения продукта в зависимости от упаковки. Производители же продуктов все чаще отступают от ГОСТов, разрабатывая Технические условия (ТУ) на продукт. При этом качество традиционных продуктов изменяется часто не в лучшую сторону, а потребители не всегда получают достоверную информацию об изменениях.

Грузоотправители заинтересованы в расширении рынка сбыта и, что неудивительно, в более низких тарифах при увеличении дальности перевозки с использованием подвижного состава. При этом они декларируют, что все проблемы сохранности возьмут на себя и что получатель также согласен с этим. Они пытаются доказать специалистам, что тот или иной продукт не является скоропортящимся, так как имеет длительный срок хранения. Однако при перевозке продукции, например в цельнометаллическом вагоне на дальние расстояния, под влиянием температуры наружного воздуха температура в вагоне неоднократно повышается или понижается, что приводит к ухудшению качества груза и сокращению срока его хранения.

Перевозки продовольственных грузов необходимо осуществлять только в специализированных изотермических вагонах, теплотехнические характеристики которых полностью отвечают требованиям для сохранности грузов при их перевозке. Здесь следует раз и навсегда определиться: требования к условиям перевозки СПГ первичны, они жизненно необходимы, а наличие соответствующего специального транспорта для этих целей вторично! То есть изотермический подвижной состав – необходимое и достаточное средство для осуществления этих перевозок. А отсюда и экономика этого подвижного состава, и соответствующая тарифная политика. Нельзя полагать, что вагоны стоимостью от 150 (термос) до 300 тыс. евро (служебный) будут бесплатно и без соответствующей рентабельности перевозить СПГ. На деле же стоимость перевозки скоропорта никак не согласуется с затратной частью в экономике использования изотермического подвижного состава.

При этом нельзя забывать, что в ближайшее время Россия вступит в ВТО. А по положениям Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, международные перевозки скоропортящихся пищевых продуктов осуществляются «изотермическими транспортными средствами», которые удовлетворяют определенным требованиям и нормам.

Поэтому, как нам представляется, при подготовке изменений и дополнений в Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов из пункта 1.3.и далее в тексте и приложениях к ППСГ необходимо исключить слова «… крытых вагонах,.. и универсальных контейнерах». В ППСГ отдельными разделами внести условия перевозок грузов в термосах различной категории (ИВ-Т, вагонах-термосах), рефрижераторных контейнерах.

Кроме того, требуется разработка более жесткого регламента предоставления перевозок грузов на особых условиях, так как перевозки в крытых вагонах зачастую осуществляются с нарушением санитарных норм и правил. Перевозки на особых условиях необходимо рассматривать как временную, вынужденную меру, вызванную, в частности, отсутствием в действующих правилах условий перевозок нового продукта, в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, военных действий и других чрезвычайных ситуаций.

В действующем Уставе железнодорожного транспорта РФ прописаны обязанности и ответственность грузоотправителя и перевозчика: за качество перевозимого груза отвечают и грузоотправитель, и перевозчик. Учитывая, что в настоящее время ответственность за качество и условия транспортировки продуктов, предъявляемых к перевозке, лежит фактически на грузоотправителе, так как он сам выписывает требуемое правилами «качественное удостоверение» на груз, указывает его характеристики, дату выпуска, температурный режим доставки, время в пути и правдивость сведений зависят от его порядочности, необходим контроль со стороны какой-либо новой структуры. Но такая структура на сегодня не определена, и соответствующая законодательная база не создана. Поэтому перевозчик хоть как-то защищает интересы потребителя, требуя соблюдения действующих правил и стандартов.

«Гудок» 14.02.2007