22.05.07

Третий пошел

Как стало известно Ъ, в конце прошлой недели начальник Балтийской таможни (БТ) Сергей Чижиков написал рапорт об отставке. Источники Ъ в БТ называют в качестве главной причины отставки -- интриги в руководстве Федеральной таможенной службы (ФТС), а участники внешнеэкономической деятельности не скрывают своего удивления: за год крупнейшая в регионе таможня может получить уже третьего руководителя.

Как сообщил Ъ высокопоставленный источник в ФТС, в минувший четверг Сергей Чижиков подписал рапорт с просьбой уволить его на пенсию по собственному желанию. Уйти со своего поста он решил после разговора с одним из руководителей управления кадров ФТС. "Ему предложили понижение -- перевод в Казахстан, и тогда Сергей Михайлович принял решение уйти в отставку", -- сообщил Ъ источник в ФТС. Примечательно, что уговаривать господина Чижикова остаться руководство ФТС не стало: приказ о его увольнении с 28 мая был подписан практически сразу. По сведениям Ъ, с этого числа и. о. руководителя БТ, а затем и ее начальником будет назначен нынешний глава Мурманской таможни Олег Туголуков. Ранее он уже работал в Балтийской таможне, а до этого -- под началом Сергея Чижикова в оргинспекторской службе Северо-Западного таможенного управления.

Сергей Чижиков возглавлял БТ с декабря 2006 года (до этого он был начальником Выборгской таможни) и, по свидетельству подчиненных, не успел оказать серьезного влияния на ее деятельность и околотаможенный бизнес. Правда, намерения у него такие были -- как уже сообщал Ъ, в феврале нынешнего года господин Чижиков на пресс-конференции озвучил свое намерение вернуться к старой системе организации работы таможенных постов по территориальному принципу. А буквально накануне отставки на общем собрании трудового коллектива он неожиданно предложил подчиненным снизить количество обрабатываемых за смену деклараций до 10 (сейчас один инспектор БТ обрабатывает в сутки около 30-40 деклараций) под предлогом того, что большая производительность инспектора может быть поводом для подозрений о его связях с таможенными брокерами. Это предложение начальника таможни вызвало панику среди участников рынка околотаможенных услуг (сокращение пропускной возможности таможни может привести к остановке Морского порта) и, возможно, ускорило кадровую развязку.

Виктор Сборов

Коммерсант 22.05.07