29.05.12

Три минуты, чтобы перейти границу

В ходе подготовки к саммиту АТЭС2012 была обозначена и тема реконструкции приграничных пунктов пропуска на приморской границе. До недавнего времени инфраструктура большинства пунктов пропуска была частной, и владельцы, исходя из своих возможностей, выделяли определенные помещения, которые не соответствовали никаким требованиям пограничных и таможенных служб, не говоря уже о запросах туристов и бизнесменов, пересекающих границу.Итак, какие перемены на границе нас ожидают в самом ближайшем будущем? По словам Олега Иванова, заместителя начальника регионального отдела Дальневосточного территориального управления Росграницы во Владивостоке, благодаря саммиту у нас появятся два современных автомобильных пункта пропуска – в Краскино и Пограничном и воздушный пункт пропуска – в аэропорту Кневичи. Это будут современные пункты пропуска, работающие в круглосуточном режиме и соответствующие международным стандартам, с новыми технологиями, с новыми техническими средствами и новой аппаратурой, подобные тем, которые работают на западных границах России, например, с Финляндией и Польшей.Воздушный пункт пропуска в новом аэровокзальном комплексе в аэропорту Кневичи готов уже на 90%, в июне запланирована его сдача.– Наш воздушный пункт делается по образцу московского, пункт пропуска будет располагаться на трех уровнях. Оформление – на первом этаже, выход на посадку – на третьем. А на втором этаже будут находиться прибывающие пассажиры. Предусмотрено два коридора – зеленый и красный. Зеленый коридор предназначен для тех, кто заявляет, что у него нечего декларировать. Он на первом этаже сдает багаж, а затем поднимается на третий этаж. Красный коридор – для тех, кто декларирует все, что должно быть задекларировано, потом поднимается на третий этаж, откуда осуществляется выход на посадку в самолет. Пункт пропуска обустроен рукавами, эскалаторами. Сейчас в аэропорту в пункте пропуска уже идет обустройство рабочих мест и запуск аппаратуры. Гдето 18 июня планируется его сдать. Все гости, которые будут прибывать на саммит воздушным путем, пойдут через новый пункт пропуска. И в третьем квартале, по словам Олега Иванова, заместителя начальника регионального отдела ДВТУ Росграницы во Владивостоке, планируется сдача морских пунктов пропуска: – Что касается морских пунктов пропуска, – рассказывает Олег Иванов, – сегодня в большинстве случаев контрольные органы арендуют помещения у различных владельцев, поэтому принято решение собрать их в одно административно­бытовое здание и разместить в нем все контрольные службы, работающие в пункте пропуска. Планируется обустроить здание с учетом всех технологий: установить в нем видеонаблюдение, связь, интернет, а также специализированные программы. То есть у них будут нормальные обустроенные рабочие места, со всей положенной инфраструктурой. В настоящий момент идет строительство здания. Но для большинства приморцев гораздо более важен факт реконструкции автомобильных пунктов пропуска, потому что большая часть наших сограждан, отправляясь в Китай, пользуется именно этими пограничными переходами. Олег Иванов по этому поводу сообщает, что МАП Пограничный после реконструкции будет пропускать до 1400 машин в сутки: 600 легковых, 40 грузовых и 200 автобусов. Планируется работа в круглосуточном режиме. В Краскино проект рассчитан на 250 машин в сутки. Легковой транспорт – это пока перспектива, поскольку не все правовые вопросы с Китаем урегулированы, но перспектива, по мнению Олега Иванова, реальная. – Олег Петрович, театр начинается с вешалки, а государство – с пункта пропуска? Почему в Китае в пунктах пропусков так активно развивается инфраструктура, а у нас както не очень? – Были, конечно, вопросы, что залы маловаты, но давайте исходить из того, что пункт пропуска – это место, где человек должен пройти определенную процедуру контроля и покинуть это место. Он приехал сюда, чтобы пересечь границу. Помещений строится ровно столько, сколько требуют контрольные органы. Когда проект пункта пропуска готов, его подают на госэкспертизу, которая изучает каждую позицию и выясняет назначение каждого квадратного метра. Это же государственные деньги. Но после открытия пункта пропуска дополнительное обустройство, развитие инфраструктуры не запрещается. Хотите открыть магазин дьютифри, который, конечно, популярен у туристов, – пожалуйста. В аэропорту немного подругому: там есть аэровокзальный комплекс, есть свободные площади. Например, в новом аэропорту на первом этаже уже сейчас коммерсанты разворачивают свои кафе и магазины. Автомобильные же пункты пропуска спроектированы в соответствии с обеспечением условий работы контрольных органов по их техническим заданиям и под ту аппаратуру и технологию, которую они будут использовать в работе. Новые автомобильные пункты пропуска, о которых мы говорили, должны заработать к сентябрю. В Краскино он уже почти готов – сейчас идет техническое оснащение. Осталось благоустроить территорию. А в Пограничном только идет строительство. Оба они в графике, к сентябрю заработают.– Мы говорили о работе контрольных органов, о грузоперевозках, а туристы почувствуют какието перемены?– Удобство, комфорт обязательно будут. А что касается пробок, то это зависит от работы таможни, которая свои требования тоже не с потолка берет. Если мы говорим сегодня про туристическое направление, то я не ошибусь, если скажу, что 80% – это бизнес помогаечный. Туризм – это не сумки по 50 килограммов. Туристов и «помогаек» надо разделять. И данная функция у таможенной службы остается. Новые пункты пропуска будут работать круглосуточно. У контрольных органов будет достаточно времени для выполнения своих обязанностей. Я не согласен только с тем, как поставлена задача борьбы с «помогайками». Ведь пункт пропуска – это и так узкое горлышко. По­моему, процедуру проверки экономических нарушений, таможню, необходимо отделить от пункта пропуска через госграницу. Прошел пограничный контроль, следующий этап – таможня. Если в пункте пропуска зафиксирован Иванов с десятью баулами, в которых – 20 рубашек, 50 пар тапочек, например, но этот товар к ввозу не запрещен, то мы его проверим и пропустим. А вы смотрите дальше, куда он эти десять чемоданов повез, и разбирайтесь уже за пунктом пропуска. И не надо затор на границе устраивать. Поделиться информацией – это наша святая обязанность. Например, если граждане везут дереваты, то им прямая дорога в руки карающих органов. А носки и тапочки – это другой вопрос. Возможно, таким образом люди выживают. Для нормальных же туристов, чтобы они могли цивилизованно пройти пункт пропуска, все условия созданы: туалеты, кондиционированные помещения, места для отдыха, но это не будет зал ожидания, это будет пункт пропуска для быстрого перехода через границу.– Олег Петрович, у нас сегодня существуют другие автомобильные переходы помимо Пограничного и Краскино. Все они начали работать в тяжелые девяностые годы, поэтому были организованы по временной схеме, в неприспособленных помещениях. Ждет ли реконструкция и эти пункты пропуска? – Сегодня у нас в Приморье 18 пунктов пропуска, в том числе небольшая железнодорожная станция Махалино, которая не работает с 2005 года. Сейчас интерес к этому пункту появился у РЖД, и связан он с торговыми перспективами с провинцией Дзилинь. Поэтому стоит задача устранить все нарушения, по которым он был закрыт, поставить стационарный идентификационный комплекс (это требование федеральной таможенной службы) и открыть грузовое направление. А потом продолжить модернизацию этого пункта, так как он имеет грузопассажирское назначение. То есть там нужно строить железнодорожный вокзал, но это задача будущего. Главное – наладить грузовой поток. И РЖД серьезно занимается этой работой. Я думаю, в ближайшее время этот пункт пропуска будет запущен. Если взять Полтавку, то на сегодняшний день этот пункт пропуска не соответствует современным требованиям, необходимым для четкой работы контрольных органов, но он более ухожен, там созданы болееменее нормальные условия. Пропускную способность он выдерживает – это около 65 машин. Но если нагрузка возрастет, людям придется в очередях стоять и ночевать. – Олег Петрович, а можете ли Вы сказать чтото о перспективах пограничного перехода Турий Рог? – Слухи о том, что Росграница хочет закрыть пункт пропуска Турий Рог, не соответствуют истине. Там есть все контрольные службы, которые положены. Но содержать пункт пропуска изза пяти машин в день невыгодно государству. Все решения принимаются на основе показателей. А получается так, что некоторые пункты пропуска захлебываются, а другие – пустуют. Должно быть распределение потоков, которое должна осуществлять не Росграница, а, может быть, местные власти. Вопрос заключается в реконструкции. Деньги постепенно выделяются, пункты пропуска реконструируются, но сегодня взять откудато деньги на реконструкцию Полтавки, Турьего Рога и Марково неоткуда. Целевой программой их реконструкция не предусмотрена. Значит, здесь нужно активизировать государственночастное партнерство – инвесторов. Государство это разрешает, но с условием, что после эксплуатации пункта пропуска инвестором в течение определенного времени этот объект будет передан всетаки государству. В том же Турьем Роге есть организации, которые заинтересованы в его развитии. Но этот пункт пропуска сегодня не отвечает никаким санитарным требованиям. Сам пункт – это бывший склад, правда, внутри его как­то облагородили, но там нет электричества, отопления и даже туалетов. Таким пункт пропуска не может быть. Частник, который содержит эту структуру, пока менять ничего не собирается. Но сегодня не то время, чтобы заставлять людей работать в таких условиях. С другой стороны, Росграница не инициировала закрытие ни одного из существующих пунктов пропуска. Росграница работает по цифрам – если нет потока, зачем тратить государственные деньги и содержать пункт пропуска со всеми контрольными службами? Другой вопрос – закрытие пункта пропуска. Это сложный процесс, потому что его нельзя закрыть без межправительственных соглашений. Это должно быть обоюдное решение двух государств. ***Таким образом, сегодня пункты пропуска в Приморье по техническому оснащению и комфорту выглядят не лучшим образом, но после запуска пунктов пропуска в Краскино и Пограничном эта ситуация кардинально изменится. И мы будем на уровне соседейкитайцев. По крайней мере, технологии и технические средства, которые будут применяться, соответствуют мировым стандартам.

Приморская газета