27.10.09

Тройственный союз

С июля 2010 года начнет работу Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. От того, как будет строиться работа единого таможенного пространства между тремя странами, зависит и то, в какие сроки российские импортеры будут оформлять грузы, где будут располагаться границы союза и кто будет контролировать российский импорт.

Коммерсант

Ольга Мельникова

Прекрасен наш союз

В октябре идея Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана перестала быть просто идей. Таможенные службы трех стран согласовали график перехода на унифицированные процедуры в рамках Таможенного союза. Сформирован единый таможенный тариф, который уже начали рассылать участникам ВЭД. Пока, правда, только для ознакомления — чиновники обещают, что до вступления в силу единого тарифа в июле 2010 года изменения в действующий тариф вноситься не будут. Предполагается, что для Казахстана и Белоруссии импортный тариф в целом повысится, для РФ, напротив, снизится — в среднем на 1%.

Единый Таможенный кодекс союза должен вступить в силу с 1 июля 2010 года. С началом действия единого тарифа должен начать работу и сам Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. К лету 2011 года планируется завершить процедуры по формированию единой таможенной территории.

Создание Таможенного союза сделало сейчас довольно бессмысленными дальнейшие переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговоры о вступлении РФ в ВТО ведутся ни много ни мало уже 16 лет и летом, казалось, были как никогда близки к успешному завершению: глава Минэкономики РФ Эльвира Набиуллина сообщила, что у Москвы есть все шансы завершить переговоры по присоединению к ВТО до конца года. Однако инициатива по созданию тройственного союза перечеркнула всю предыдущую работу: единому таможенному пространству придется пройти практически весь путь согласования с ВТО заново. Теперь, по словам чиновников, в ВТО страны Таможенного союза будут вступать одновременно. И процесс этот может занять многие годы.

Тем более что и на пути к Таможенному союзу существует серьезная преграда. Стороны не могут договориться по одному из основных вопросов — как будет выглядеть механизм администрирования таможенных платежей и их распределения между бюджетами участников союза. А это не в ВТО вступить — речь идет о деньгах, которые составляют основу государственных бюджетов каждой из трех стран — России, Белоруссии и Казахстана.

На сегодняшний момент определен график объединения таможен трех стран. Он начнет реализовываться с 1 января 2010 года.

"Мы сейчас находимся в стадии урегулирования, унификации, более технологичной проработки таможенных процедур,— рассказывает Андрей Бельянинов, глава Федеральной таможенной службы.— Есть достаточно много сложностей, это связано с разной нормативной базой каждой из стран. Тем не менее мы сейчас уже говорим о процедурах реальных — это и предварительное информирование, и электронное декларирование, и будущие таможенные процедуры в рамках Таможенного союза".

По его словам, уже налажен совместный таможенный контроль на российско-казахстанской границе, информационный обмен с Белоруссией, но основная задача сейчас объединить процедуры таможенного оформления трех стран.

Птица-тройка

Заявления о создании тройственного союза звучали давно, но мало кто из участников логистического рынка верил, что этой идее суждено осуществиться. Поскольку структура российского импорта и правила его оформления на настоящий день таковы, что Россия не нуждается ни в таможенном союзе, ни в какой-либо другой торговой организации. Тем не менее, поскольку нововведение коснется всех без исключения игроков, за новостями и слухами следили внимательно.

Так, когда появился документ "Информация о ходе формирования Таможенного союза и единой таможенной территории", участники рынка с интересом узнали, что, согласно п. 3, предполагается "создание единой таможенной территории и перенос таможенной границы на внешний контур Таможенного союза". Эта новость обеспокоила декларантов, поскольку отправлять сотрудников с письмами (таможня работает только с оригинальными документами) придется значительно дальше, чем сегодня,— на границу Белоруссии или Казахстана. Соответственно, возрастут и расходы компаний.

В непонятной ситуации оказались компании, которые собиралась (а некоторые уже начали) вкладывать деньги в создание таможенных постов на границах РФ. Тем более что поучаствовать в этих проектах в рамках государственно-частного партнерства их не раз призывали чиновники высокого ранга. В частности, заместитель главы ФТС России Сергей Шохин в мае, выступая на международной конференции в Петербурге, заявил, что, несмотря на критику и давление со стороны некоторых участников внешнеэкономической деятельности, таможенное ведомство "не изменит решения о переносе таможенного контроля к границам России". При этом он призвал бизнес "не тратить ресурсы в расчете на отмену соответствующего решения правительства, а выполнять его".

С другой стороны, во многих местах внешней границей Таможенного союза станут границы РФ. Поэтому чиновники могли бы объяснить, где будут располагаться российские посты, и успокоить, соответственно, тех, кто готов вкладывать средства в их строительство и оснащение. В этом смысле создание тройственного союза и концепция переноса таможен на границы страны действительно нисколько не противоречат друг другу.

В Москву через Нижний Новгород

Если единое таможенное пространство и создает какие-то преимущества для России, то они, по мнению участников рынка, находятся в области логистики. Упразднение границ между тремя странами сократит время доставки груза, поскольку сегодня таможни соседних стран фактически дублируют работу друг друга. К примеру, сотрудники Смоленской таможни делают работу, которую уже сделали их коллеги в Бресте. И переход одного поста у фуры занимает в среднем от 12 до 24 часов. Вероятно, уменьшение таможенных постов сможет снизить расходы на "урегулирование вопросов" для перевозчиков. Поскольку каждая проверка часто тянет за собой дополнительные расходы.

Кроме того, логистические услуги в Белоруссии и Казахстане обходятся дешевле, нежели аналогичная работа их российских коллег. И можно предположить, что участникам рынка удастся снизить свои расходы, пользуясь белорусскими и казахскими таможенно-брокерскими услугами, складами и т. д. С другой стороны, опыт показывает, что приход на рынок российских компаний автоматически повышает цены до уровня российских. Поэтому, скорее всего, вырастут цены на логистические услуги в соседних государствах, а не стоимость работы российских компаний подешевеет.

Должен измениться и менталитет таможенников Белоруссии и Казахстана. Так, казахские эксперты сами признают, что таможня является одним из наиболее коррумпированных ведомств в стране. А белорусские таможенники, несмотря на то что иногда их демонстративно увольняют целыми сменами, настолько дотошны, что перевозчики иногда предпочитают делать крюк до Прибалтики, лишь бы не проходить белорусскую таможню.

Огромные опасения у участников логистического рынка вызывает отсутствие необходимой инфраструктуры в приграничных районах, которую, особенно в условиях кризиса, быстро создать невозможно. Смогут ли таможенники, привыкшие оформлять большую часть грузов как транзитный, эффективно проводить его растаможку? Квалификация их тоже вызывает сомнения. Логисты опасаются, что поспешность в создании Таможенного союза приведет к новым очередям на границах. Только уже не от Смоленска до Гамбурга, а прямо от Бреста.

Коммерсант 27.10.09