26.08.08

Трудности перехода

Недостаточные мощности передаточного пункта Нерюнгри-грузовая тормозят поездообмен между ДВЖД и Якутской магистралью

Увеличение грузопотока, идущего через передаточный пункт Нерюнгри-грузовая, требует реконструкции стыковых станций ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и ДВЖД, в ожидании которой магистрали ищут способы увеличения пропускной способности.

Когда строилась Нерюнгри-грузовая, не предполагалось, что она станет передаточной станцией. А значит, не учитывалась возможность масштабного развития её инфраструктуры.

«В результате, если у ДВЖД есть возможность привозить и забирать поезда условной длины в 71 вагон, то со стороны Якутии это делать пока невозможно – приемоотправочные пути там короче. При приёмке или передаче поезд разделяется на две или три группы вагонов, но в условиях ограниченной инфраструктуры маневровую работу вести сложно», – сказал «Гудку» первый заместитель начальника службы грузовой и коммерческой работы ДВЖД Геннадий Лещенко.

Из-за необходимости разделения передаваемых составов, в пик перевозок на подходах к станции со стороны ДВЖД выстраиваются «брошенные» поезда, так как ежесуточный подход вагонов зачастую вдвое превосходит мощности Нерюнгри-грузовой (ЖДЯ), рассчитанной на ежесуточный пропуск 150 – 200 вагонов.

«Совместно с Дальневосточной дорогой мы разработали программу развития передаточного узла. Финансирование должно было осуществляться в рамках строительства линии Беркакит – Томмот – Якутск. Но денег на это не выделялось», – сказали в ЖДЯ.

На Якутской магистрали отмечают, что, если не принять срочных мер, ситуация через три-четыре года грозит существенным обострением. Так, по прогнозам минэкономразвития Якутии, к 2013 году в результате создания Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса и появления в республике новых предприятий объёмы перевозок ЖДЯ возрастут по сравнению с прошлым годом в три раза – до 7 млн тонн в год.

Растут и контейнерные перевозки: по данным заместителя начальника филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на ДВЖД Петра Силина, ежегодный прирост составляет 10 – 20%. Сегодня в Якутию по железной дороге отправляется в среднем 2 тыс. контейнеров в месяц.

Для того чтобы справиться с возрастающими объёмами, станции необходимо не только удлинение путей, но и строительство административно-бытовых зданий для персонала и обустройство площадки для работы с контейнерами.

Ожидается, что в сентябре технико-экономический совет «Железных дорог Якутии» определит объём работ, размер инвестиций и сроки реконструкции станции Нерюнгри-грузовая (ЖДЯ).

Причем стороны отмечают, что развитие необходимо как станции, находящейся в ведении ЖДЯ, так и принадлежащей ОАО «РЖД».

Пока же железнодорожники двух магистралей ищут способы увеличения пропускных способностей станции без развития её мощностей. Так, стороны решили заменить оформляемую на станции передаточную ведомость поезда на натурный лист, а также практиковать предварительный коммерческий осмотр вагонов, что должно сократить время на приёмку состава.

Ранее на прибывающий со стороны ДВЖД грузовой поезд составлялась передаточная ведомость, которая содержала подробные сведения о грузах, находящихся в составе. Процесс этот отнимал до шести часов, поскольку документы приходилось оформлять и проверять вручную.

«Чтобы сократить трудозатраты, стороны теперь будут работать по натурному листу, который даёт более сжатую информацию о грузе, вагонах. Ожидается, что вся процедура оформления грузов сократится до трёх-четырёх часов», – говорит Геннадий Лещенко.

Намерены железнодорожники сократить временные затраты и на проведение таможенных процедур.

«Из-за того, что «Железные дороги Якутии» не являются официально признанным таможенным перевозчиком, мы вынуждены формировать составы с импортом на станции Тында и затем их направлять на станцию Беркакит, где они проходят таможенные процедуры. Либо импортный груз следует в поезде до станции Нерюнгри-грузовая (РЖД), где происходит выемка вагонов с ним, а затем отправляется назад в Беркакит. Конечно, это дополнительные расходы в маневровой, поездной работе, а также сдерживающий фактор в деятельности передаточного узла, который не позволяет с ходу передавать все грузы на инфраструктуру ЖДЯ», – пояснил Геннадий Лещенко.

Решением этой проблемы стало бы открытие пунктов таможенного контроля на станциях Якутии.

«Ранее мы уже обращались в Якутскую таможню и в Дальневосточное таможенное управление во Владивостоке с просьбой создать таможенные зоны в Алдане и Томмоте. Но нам отказали в связи с тем, что объёмы перевозок небольшие и содержание полноценного штата таможенников будет убыточным. Но поскольку имеются случаи простоя груза наших клиентов на станции Беркакит в ожидании таможенного оформления, компания будет обращаться вновь с этой просьбой, но уже в Государственный таможенный комитет», – сообщила руководитель службы грузовой и коммерческой работы ЖДЯ Зинаида Колобова.

Справка «Гудка»
На передаточном пункте Нерюнгри-грузовая работают две небольшие станции: Нерюнгри-грузовая сети РЖД, на которой действуют два станционных пути длиной 71 условный вагон, и Нерюнгри-грузовая «Железных дорог Якутии», ни один из пяти путей которой не приспособлен для приёма полносоставных поездов. Грузооборот станции в 2007 году составил порядка 2,3 млн тонн.

«Гудок», 26.08.2008