19.07.07

У бизнеса свои интересы

Эксперты предлагают государству создать структуру, которая несла бы ответственность за привлечение на Транссиб транзитных грузов.

Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин считает, что Транссиб нельзя воспринимать прежде всего как транзитную магистраль. Поскольку в этом случае основную выгоду от вложений государственных денег в его развитие получат иностранные грузовладельцы. Он добавил, что ключевым вложением государства в развитие Транссиба должны быть не инвестиции в порты, где все проблемы решаются методами регулирования. Порты не должны быть главными игроками на Транссибе. «Главными игроками должны стать владельцы грузов. Они богатые, и государство может их побудить вложиться через налоги или тарифы в развитие транспортной инфраструктуры. А государство должно вкладываться в строительство меридиональных веток к создаваемым экономическим районам. Транссиб должен работать на развитие Сибири и Дальнего Востока, а не как самодостаточный коммерческий объект. Небольших по протяженности меридиональных линий, проложенных с учетом перспектив грузообразования и потребления, достаточно, чтобы произошел в обозримой перспективе взрывной рост грузоперевозок. А транзит к этому подтянется. Транзит любит налаженные коммуникации. Поэтому Транссиб должен вернуться к пониманию места транспорта как части общей экономической жизни, а не оторванного от нее коммерческого предприятия», – подчеркнул эксперт.

С данной позицией согласен и заместитель директора Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса Александр Неснов. Он отметил, что определяющим критерием по загрузке Транссиба должна быть экономика самой России, прежде всего регионов, где он проходит.

«Транзит следует рассматривать не как самоцель, а как дополнение к тем перевозкам, которые обусловлены потребностями отечественной экономики. Когда они будут отработаны, транзит привлечь будет гораздо легче», – сказал он.

Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин отметил, что на загрузку Транссиба крайне негативное влияние оказывает отсутствие структуры, которая бы несла ответственность за транзит. Он подчеркнул, что активное участие государства в развитии транспортного комплекса является общепринятой практикой и Россия, где в программу федерального финансирования пока включен только коридор «Север – Юг», выглядит как исключение из общих правил.

«Эта проблема исходит из тотального убеждения наших чиновников, что транспорт не имеет никакого отношения к политике, что он является чистой коммерцией. Это вопрос принципиальный: пока государство рассматривает транспорт как чистый бизнес, оно снимает с себя всякую обязанность относительно маршрутов движения грузопотоков, расшивания узких мест между портами и железнодорожными линиями и логистическими терминалами. Однако во всем мире этим занимаются государственные структуры, потому что во всем мире понимают, что интересы у бизнеса и государства могут быть разными, особенно в тактике», – добавил Александр Собянин.

«Гудок» 19.07.2007