У бренда "Сделано в России" есть большие перспективы
Результатом западных экономических санкций стал заметный рост российской экономики, а освободившиеся с уходом компаний из недружественных стран ниши все активнее занимают компании отечественные. Российский потребитель давно разобрался в том, какие отечественные товары превосходят по качеству импорт, и сделал свой выбор.
"Санкции дали толчок и развитию российского экспортного потенциала, - говорит председатель комитета по маркетингу и стратегическому развитию Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Елена Пономарева. - Мы начали больше вкладываться в локализацию и разработку своих технологий. И у нас есть что предложить зарубежному потребителю".
На ПМЭФ-2025 президент России подчеркнул, что вклад сырьевой составляющей в экономическую динамику не является определяющим, а количество зарегистрированных товарных знаков в Роспатенте уже приближается к миллиону. По данным ФТС России, экспорт товаров из РФ в 2024 году вырос на 2 процента. В феврале с.г. утверждена государственная программа продвижения экспортеров под единым национальным брендом "Сделано в России".
"Функционирует ряд федеральных проектов: "Экспорт промышленных товаров", "Экспорт продукции агропромышленного комплекса (АПК)", "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", "Создание зарубежной инфраструктуры для поддержки экспорта", - отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Анна Гамиловская. - По данным таможенных деклараций за 2023 год, основной несырьевой неэнергетический экспорт приходился на такие товарные группы, как драгоценные камни, металлы и жемчуг; удобрения; железо и сталь; зерновые; изделия из алюминия; изделия из меди; животные и растительные жиры, масла, воск; древесина и изделия из нее".
Какие еще российские товары являются перспективными для поставок за рубеж? "РГ" задала этот вопрос экспертам и получила интересные ответы.
"Мы видим устойчивый спрос на российские ИT-решения для сложных инфраструктурных задач, цифровые платформы для управления городами, технологии кибербезопасности, агротех, финтех, - ответил генеральный директор агентства SPN Communications Андрей Баранников. - Востребованы образовательные экосистемы, позволяющие быстро обучать специалистов под конкретные задачи, а также продукты креативных индустрий, цифровые инструменты для ретейла и агротехнологии, комплексные решения для энергетики, городского управления и инфраструктуры. От представителей зарубежных компаний я не раз слышал, что российские компании умеют не просто создавать инновации, а внедрять их в реальную экономику - именно это вызывает доверие и интерес".
"Мы можем конкурировать по многим направлениям. Примеров много: экспорт дикоросов, мороженого, шоколада, рыбы, косметики, бытовой химии, спецтехники. К сожалению, пока Россия экспортирует мало потребительских брендов. Есть традиционные: икра, водка, мех, но новых и узнаваемых в мире имен немного", - отмечает Елена Пономарева.
"К перспективным относятся товары массового потребления: одежда, продукты питания, косметика, - считает завкафедрой таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге Анастасия Гетман. - Растет и количество зарегистрированных географических указаний и наименований мест происхождения товаров. Среди них и такие узнаваемые, как "Якутские бриллианты", и известные пока лишь территориально "Тюменский ковер", "Коврижка Зарайская". Особое место занимают географические указания из новых территорий: "Мелитопольская черешня" или "Донецкие носки".
Бренд "Сделано в России" может стать сильным и узнаваемым в мире, особенно среди поколения Z
"На зарубежных рынках будут востребованы наша мебель, арматура, бумага, мучные кондитерские изделия, радиоаппаратура, - считает акционер компании "Де Хёс" Максим Сазонов. - Но мы также видим большие перспективы для экспорта премиксов, престартеров, комбикормов и кормовых комплексов - например, в страны Ближнего Востока. Из-за засушливого климата там нет своего зерна, то есть основных сырьевых компонентов корма для животных".
А генеральный директор компании Atomic Capital Александр Зайцев называет такой неожиданный вариант, как печать валюты. "Согласно оценке Гознака, странам с населением менее 30 миллионов человек экономически нецелесообразно иметь полный цикл производства валюты, - говорит эксперт. - В результате печать и чеканка денег превращаются в экспортную отрасль. Российский Гознак способен обеспечить и внутренние нужды, и крупные экспортные заказы".
"Традиционные товары для экспорта - это любые сувениры национальных промыслов и ремесел, - отмечает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. - А также национальная еда, предметы искусства, моды. Потенциально бренд "Сделано в России" может стать сильным и узнаваемым. В мире, особенно среди поколения Z, есть тренд на позитивное восприятие того, что называется Russian Core - "русский вайб", то есть атмосфера, флюиды. Если использовать язык коммуникации, понятный этой целевой группе, можно выстроить позитивное восприятие странового бренда".
Важным окном возможностей для экспортеров Андрей Баранников называет платформы для прямого диалога между российскими компаниями и зарубежными партнерами, а также профессиональные объединения. Анна Гамиловская отмечает важность поддержки отечественных экспортеров в сегменте малого и среднего бизнеса. Анастасия Гетман считает необходимо развивать комплекс мер господдержки: бесшовные механизмы международной регистрации объектов интеллектуальной собственности. экономическое стимулирование через субсидии, возврат НДС, кредитные каникулы. Эксперты отмечают, что возможности наращивания экспорта российских товаров велики, важно умело их использовать.