16.04.07

«У нас будет все, "как у них"»

В развитии собственной складской логистики у компаний есть два пути: построить свой склад и им управлять или же устраивать логистику на арендованных складах. Нюансы обоих подходов и отличия между ними поясняет президент ЗАО «Корпорация «ЕМСТС», кандидат технических наук ВЛАДИМИР ЕЛИН.

Беседовал ИВАН СТУПАЧЕНКО


- Что лежит в основе выбора компании, когда она решает, строить собственный склад или арендовать его?

- Строительство собственных логистических центров - более затратный и соответственно менее динамичный подход. Для него характерно то, что этим обычно занимаются либо крупный производитель, либо федерального уровня дистрибьютор, которые не имели положительного опыта передачи на аутсорсинг своей логистики.

И обычно у таких компаний в данный период наблюдается излишек наличности, которую вполне разумно было бы вложить в ликвидную складскую недвижимость класса А. Недавно о таком подходе заявили сеть аптек «36,6», объединенная компания Х5 Retail Group N.V. и ряд других компаний. Если считать девелоперскую доходность такого вида проектов, то горизонт их окупаемости составляет порядка 7-11 лет. Второй вариант, менее затратный и более динамичный,- создание (либо использование) собственной логистической компании на арендуемых складских площадях класса А. Так, при среднестатистической ставке $140-150 без учета НДС за квадратный метр в год склад класса А с учетом лизинга оборудования (стеллажей, погрузчиков), WMS-программ и арендуемой площади порядка 10 тыс. квадратных метров окупается за два - два с половиной года.

- Насколько в итоге аренда дешевле строительства?

- Если производитель или дистрибьютор берут в прямую аренду склад, затем приобретают в лизинг оборудование и программное обеспечение, набирают персонал для создания собственной логистики, то в результате то же самое, но переданное на аутсорсинг профессиональному логисту для производителя и дистрибьютора будет дороже всего на 10-15%. Спрашивается, надо ли заниматься не своим делом производственникам или профессиональным продавцам? Конечно, в каких-то особенных случаях приходится, обычно когда нет ни хороших складских помещений, ни удовлетворительных по качеству услуг. Пока в России торговля развивается динамичнее логистики, поэтому некоторым производителям и торговым сетям приходится браться за создание собственных центров и логистических подразделений.

Надо понимать, что строительство собственного ТЛЦ и создание логистической компании на основе арендуемых помещений - это фактически два различный бизнеса. Первый - это девелоперская деятельность, нуждающаяся в серьезных инвестициях и длинных кредитных ресурсах, в квалифицированных строителях, в тщательном подборе земельных участков и так далее. Данный бизнес, конечно, не сверхдоходен, как об этом думают многие, но зато очень надежен, так как защищен собственным имуществом. А срок окупаемости в складском секторе, как я уже говорил, 7-11 лет, что приближает его к аналогам по доходности в Восточной Европе. Уменьшить горизонтокупаемости до пяти-шести лет возможно лишь уникальным месторасположением логистического центра и агрессивной политикой цен на его аренду. Но это лишь исключение из правил.

Второй подход более универсален и мобилен. Логистику всегда можно развивать как на собственных складах, так и на арендуемых - меньше затрат для старта. Но для реализации данного варианта необходим высококвалифицированный персонал, качественный программный продукт WMS и хорошая концепция по развитию логистики.

- Куда движется рынок? В сторону какого из вариантов?

- Зарубежная практика такова, что там давно поделены рынки девелоперства и логистики, и все, даже самые крупные логистические компании, например Exel, DHL, не владеют складским имуществом, за отдельным исключением. Имущество принадлежит либо различным инвестиционным фондам, либо частным инвесторам, в некоторых случаях банкам. А производители, имеющие логистические подразделения, либо логистические компании арендуют складские площади для своих целей и оказывают на них логистичиские услуги.

Два года назад на российских рынок пожаловал ряд зарубежных игроков, так что постепенно складские объекты перейдут в управление фондов и частных инвесторов, а логистические компании займутся собственно логистикой. В общем все будет, «как у них». Хотелось бы только избежать опыта Польши, где складских объектов построили со значительным запасом, и большая часть из них в настоящее время пустует.

Одно я могу посоветовать коллегам точно: чтобы девелоперы при выборе площадок под застройку складов учитывали как можно больше факторов для комфортной их эксплуатации, а логисты работали не покладая рук над качеством своих услуг. В этом случае будет гармоничный баланс спроса и предложения на арендуемые склады не только со стороны логистических компаний, но и со стороны производителей и трейдеров, не желающих упускать логистику из своих рук.

Журнал "РЖД-Партнер" №5 март 2007г.