28.10.05

У нас хорошие учителя в Прибалтике

Российские чиновники решили оставить соседей без грузов

Вчера в Санкт-Петербурге прошла конференция "Балтийский транзит и экономическая безопасность". Мероприятие совпало с обострением дискуссии по поводу строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) из России в Германию в обход стран Балтии. Поскольку полемика по данному вопросу давно вышла за рамки дипломатической вежливости, участники конференции не стеснялись в выражениях. Представители администрации президента России и новый глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, например, дали понять представителям стран Балтии, что те лишатся транзитных транспортных потоков, если не станут более лояльными к России.

Начальник управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров начал с того, что диверсификация транзита -- задача любой страны, которая заботится о собственной безопасности, прежде всего энергетической. Он вспомнил, что, например, совсем недавно представители правительства Латвии предложили построить газопровод между своей страной и Данией, а также нефтепровод из Азербайджана -- чтобы не зависеть от российских углеводородов. "У нас хорошие учителя в Прибалтике", -- заявил он, намекая на то, что Россия, направляя трубу в Германию мимо стран Балтии, не придумала, собственно, ничего нового. Увлекшись, представитель администрации президента задел и более тонкую сферу -- политическую. Напомним, что в мае этого года много шума наделала дискуссия по поводу того, кто был прав и кто виноват во время Второй мировой войны, разгоревшаяся между Россией и странами Балтии. "Предлагать нам оставить транзит российского газа через Прибалтику, закрыв глаза на недружественные политические действия в наш адрес, уже поздно", -- безапелляционно заявил господин Колеров. Наконец, решив уж совсем дожать оппонентов, он парировал заявления лидеров стран Балтии по поводу экологической опасности СЕГ, спросив, насколько просчитаны экологические последствия известного проекта прокладки кабеля и газопровода из Эстонии в Финляндию по дну Финского залива. "И почему бы не проложить кабель через Карелию -- ведь мы же соседи?" -- задал риторический вопрос господин Колеров.

Президент РСПП Александр Шохин, который вчера прилетел в Петербург специально для участия в "Балтийском транзите", решил смягчить впечатление, оставленное господином Колеровым, но, впрочем, от генеральной линии не отошел. "Реализуя свои инфраструктурные проблемы, строя терминалы и трубопроводы, Россия исходит в первую очередь из интересов конечных потребителей", -- сказал он, отметив, что ничего личного в отношениях России к странам Балтии нет. "Это всего лишь бизнес, -- пояснил господин Шохин, но тут же добавил: -- Конечные потребители не хотят зависеть от отношений России со своими соседями". Господин Шохин не оставил прибалтам надежду на благосклонность со стороны нашей страны: "Вы должны доказать нам, почему ваш транзит выгоден". И даже более того, заявил, что "через два года говорить будет не о чем". Имея в виду, что позиция Прибалтики заставит Россию увести из этих стран вообще все свои грузы.

Представители стран Балтии тоже не остались в долгу. Так, губернатор эстонского уезда Иду-Вирумаа Аго Сильде сказал Ъ, что, по его мнению, угрозы господина Шохина голословны -- транзит все равно никуда не денется. И привел в пример растущий огромными темпами поток грузовиков через российско-эстонскую границу: в настоящий момент через нее проходит 350 машин в сутки, что еще несколько лет назад считалось недостижимым показателем. К тому же, по мнению господина Сильде, хорошие перспективы у Транссибирской магистрали, а это означает, что железные дороги соседних с Россией стран все равно будут загружены. Председатель совета директоров недавно открывшегося порта в Силламяэ Тийт Вяхи и вовсе заявил, что транзит через страны Балтии представляет для России не угрозу, а, наоборот, повышает ее привлекательность. Он так же, как и господин Сильде, усомнился в словах господина Шохина о том, что через два-три года прибалты лишатся российских грузов. Так, в порту Силламяэ имеются свободная таможенная зона, русскоязычное население, глубоководная акватория и другие разнообразные преимущества, которые обеспечат ему долгую и счастливую жизнь. В противовес заявлениям господ Колерова и Шохина господин Вяхи даже предложил российским инвесторам строить в Силламяэ собственные терминалы, обещая им землю в аренду на 99 лет.

ИВАН СТУПАЧЕНКО
КоммерсантЪ (С-Петербург); 27.10.2005