15.11.07

Учет и контроль

Таможенники Беларуси и России в последнее время проявляют полное взаимопонимание. За час с небольшим - именно столько длилось заседание коллегии Таможенного комитета Союзного государства, проходившее на днях в Минске, - обсуждено 18 вопросов. И по некоторым из них приняты вполне конкретные решения. Из зала совещаний председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский и руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов, он же председатель Таможенного комитета Союзного государства, вышли в приподнятом состоянии духа. И тут же прокомментировали итоги встречи.

- О чем шла речь? Если коротко - о текущих вопросах строительства единого таможенного пространства, - обобщил результат диалога А. Бельянинов. - Накануне разговора очень плодотворно потрудились эксперты наших таможенных служб. Поэтому мы и успели охватить столь широкий спектр тем.

- Важно то, что мы слышим друг друга и понимаем, - дополнил коллегу А. Шпилевский. - Если и возникают некие технические заминки, мы их устраняем, так сказать, в рабочем порядке.

Напомним, теперь таможенники двух стран действительно говорят на одном правовом языке. Летом вступил в силу новый Таможенный кодекс Беларуси. Базой для него явился аналогичный российский документ. Таким образом, основные принципы таможенного регулирования в законодательствах государств-союзников совпадают. А значит, ничто не мешает договариваться по самым разнообразным вопросам. Для улучшения взаимопонимания в свое время была принята программа по созданию единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Таможенного комитета Союзного государства. Другими словами, появилась основа для поэтапной интеграции информационных ресурсов таможенных служб наших стран и реализации совместных информационных технологий.

А кто владеет информацией, у того все под контролем - таможенным. В частности, причина сложности маршрута Калининград - Беларусь - Россия - в отсутствии полной информации о перемещаемых товарах. Принятое коллегией соглашение по калининградскому транзиту должно исправить ситуацию. Чтобы исключить случаи недоставки грузов из Калининграда в другие российские города, с 1 декабря вводится четкий обмен сведениями между таможнями стран-союзниц. Это позволит установить строгий контроль над перевозками. И если, скажем, в прошлом году калининградские грузы нелегально оседали в Беларуси тоннами (их стоимость составила 10 миллионов долларов), в будущем, считают таможенники, подобного удастся избежать.

По мнению А. Бельянинова, многие транзитные неурядицы связаны с положением дел в самом калининградском регионе. ФТС приняла решение о структурных изменениях в местном таможенном подразделении. Вместо трех таможен останется одна. "Это только улучшит работу в области таможенного оформления, - не сомневается руководитель ФТС, - и поможет решить многие проблемы". Например, остановить поток контрабанды табачных изделий.

Таможенные службы Союзного государства подготовили также проект соглашения о порядке подтверждения происхождения ввозимых товаров стоимостью 5 тысяч долларов и выше. Документ определяет перечень товаров, к которым должен прилагаться подтверждающий сертификат (форма СТ-1). Со вступлением соглашения в силу упорядочится вопрос с таможенными пошлинами на товары из третьих стран.

И в Беларуси, и в России считают, что пора наконец объединиться в борьбе с контрафактом. Таможенники договорились обменяться опытом и продолжить разговор на очередном заседании коллегии.

- Есть один тонкий нюанс, - обратил внимание на юридическую сторону дела А. Шпилевский. - Для принятия мер нам необходимо иметь заявление обладателя прав на тот или иной авторский продукт. Ждем инициативы от владельцев интеллектуальной собственности. Таможенный комитет Союзного государства ее готов поддержать.

В нынешнем году сделано немало в плане унификации белорусской и российской таможенных систем. Знаковое событие - подписание общего соглашения о транзите. Что даст его реализация? Во-первых, предельно упростится порядок таможенного оформления и контроля, во-вторых, установятся единые условия перемещения российских и белорусских грузов. Конечный результат? Увеличатся транзитные потоки, что экономически выгодно обеим странам. Участники заседания коллегии утвердили состав постоянной рабочей группы, которая должна подготовить предложения по механизму практического воплощения этих договоренностей.

Российская газета; 15.11.07