18.04.06

Удар по рому

После запрета на продажу вина из Грузии и Молдавии последовало табу на импорт всей алкогольной продукции. Продавцы говорят о том, что несут убытки и ожидают уменьшения товара на витринах.

Как стало известно bc , 10 апреля Роспотребнадзор по Перм-ской области направил ряду торговых предприятий Перми, занимающихся продажей алкогольной продукции, официальное предписание о запрете реализации винной продукции, поставляемой из Грузии и Молдавии. Решение было вызвано отзывом санитарных лицензий на вина из этих стран главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко. Помимо инициативы господина Онищенко, 1 апреля был полностью запрещен ввоз всего импортного алкоголя в страну в связи с введением новых акцизных марок. 1 января 2006 года в закон О госрегулировании производства и оборота этилового спирта были внесены изменения, по которым для отечественного и импортного алкоголя ввели новые акцизные марки. По закону поставщик импортного алкоголя должен отправить в Федеральный таможенный орган заявку, перечислить на счет ФТС деньги для получения марок (1000 акцизов стоит 1300 рублей). Далее таможенный орган должен зарегистрировать заявление и отправить заказ импортера в Гознак. После того как марки будут готовы, импортер в течение 3 месяцев обязан предоставить справки об отсутствии таможенных задолженностей и банковскую гарантию, заверяющую, что акцизы будут использованы. Однако по данным газеты Ведомости к 31 марта система была настроена только в 2 компаниях, а так как трехмесячный срок истек, то импорт алкоголя в основной массе был приостановлен. Пермские продавцы алкогольной продукции заявляют, что вследствие этих нововведений терпят убытки.

Андрей Горохов, председатель совета директоров ООО Ангор (сеть алкогольных супермаркетов):

В результате введения запрета на продажу вин из Грузии и Молдовы убытки нашей компании составят 1,5-2 миллиона рублей. Самые большие убытки понесут оптовые поставщики, ведь со всей страны им сейчас начнут возвращать продукцию (по закону продавцы имеют на это право, если товар некачественный) и вряд ли оптовики смогут возместить все расходы.

По словам Андрея Горохова, многие оптовики готовились к запрету на импорт алкоголя в связи с новыми акцизными марками, поэтому ряд компаний снизил объемы закупок еще в феврале. Несмотря на то что объемы поставок коньяка, виски и других напитков были сокращены, никакого дефицита до 1 апреля не возникало. Все это, считает специалист, говорит о том, что перебоев с коньяком и виски в регионе не будет и дальше: У импортных напитков средней и высшей ценовой категории не много потребителей. Кроме этого, в пермских магазинах ром, виски и коньяк выполняют эстетическую функцию и находятся на прилавках в основном для того, чтобы показать покупателю, что в магазине большой выбор. Так, например, одна бутылка может простоять до года .

Генеральный директор ООО Норма Вадим Юсупов считает, что перебои с алкогольной продукцией могут затянуться на 1-2 месяца, в результате чего на прилавках могут появиться пустые места: Вообще, 2006 год для алкогольной отрасли начался неудачно, многие компании несут убытки. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Москве, где, по моим данным, некоторые компании просто не переживут кризиса. Вполне может сложиться ситуация, когда до 1 июля вопрос с марками не решится. Тогда весь импортный алкоголь должен быть вывезен из страны, в результате чего магазины лишатся значительной части ассортимента . Несмотря на то что продавцы и оптовые поставщики терпят убытки, неразбериха вокруг алкоголя на руку местным производителям. Как сообщил руководитель по связям с общественностью ОАО Синергия (куда входит ОАО Уралалко ) Андрей Малафеев, вполне вероятно появление на рынке дорогих брендов отечественного производства, которые могут частично заменить освободившийся на неопределенное время сегмент. Эксперты рынка заявляют, что из-за неопределенности с решением акцизного вопроса до 1 июля продавцы алкоголя будут стремиться распродать весь ассортимент, чтобы его не пришлось отвозить обратно. Однако демпинга, по мнению специалистов, ожидать не стоит, так как из-за запрета на молдавские и грузинские вина (доля которых в винном ассортименте региона, по некоторым оценкам, составляет около 50 %) на прилавках должен создаться определенный дефицит. Однако и повышения цен не произойдет, так как продавцы будут стремиться распродать импорт. Как считают аналитики рынка, роста цен стоит ожидать только после того, как импорт алкоголя в Россию разрешат, поскольку компании будут стремиться покрыть убытки, понесенные во время неразберихи.

Business Class 15(80) от 17 Апреля 2006