14.11.05

Ударим обменом по контрабандистам

Россия и Украина ужесточают контроль над совместной границей.

Федеральная таможенная служба (ФТС) усиливает контроль за импортно-экспортными операциями внутри СНГ. В пятницу заместитель руководителя ФТС Леонид Лозбенко заявил, что в этом месяце Россия договорится с Украиной по поводу обмена предварительной информацией о прохождении грузов через границу. Подобное соглашение ФТС уже заключила с Белоруссией и Казахстаном. Следующим шагом, по логике таможенников, должно стать создание совместной с этими странами системы управления рисками. Опрошенные "Бизнесом" эксперты считают, что предложение ФТС повысит эффективность таможенного контроля, но вряд ли ускорит прохождение товаров через границу.

"В октябре мы подписали протокол с Казахстаном о передаче предварительной информации. На очереди подписание такого протокола с Украиной.

Возможно, это будет сделано в этом месяце",- сообщил в пятницу Леонид Лозбенко. Напомним, подобное соглашение ФТС уже заключила с Белоруссией, с которой российские таможенники уже год обмениваются в электронном виде информацией о предварительном прохождении грузов. По логике ФТС, предварительный обмен данными решит проблемы, связанные с определением таможенной стоимости грузов, страны происхождения товара и его классификации. "Особенно это важно в отношениях с Украиной, ведь через эту страну в Россию идет очень большое количество товаров из Европы",- напоминает ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.

Как оказалось, ФТС не собирается останавливаться на достигнутом. "Предоставление предварительной информации всех проблем не решает. Необходимо создать систему анализа и управления рисками, которая должна быть идентичной или схожей у стран-импортеров",- говорит Лозбенко. Впрочем, подобная система уже действует на некоторых участках российской границы, благодаря чему можно более эффективно отслеживать прохождение товаров группы риска и группы прикрытия. Например, страна-импортер, получив информацию о категории грузов, которые представляют определенные риски, может попросить таможенников страны назначения еще раз проверить заявленную стоимость груза. "Благодаряэтой системе попытка импортеров оформить один товар под видом другого сразу пресекается",- поясняет Глыздов.

Тем не менее участники ВЭД считают, что предложение ФТС вряд ли серьезно скажется на скорости оформления грузов. "Информационный обмен необходим таможенным службам исключительно для повышения эффективности таможенного контроля. Ни о каком упрощении прохождения границы для лиц, перемещающих товары, речи не идет,- говорит юрист группы "Тарго" Андрей Цагай.- Жаль, что таможенники своими договоренностями хотят облегчить жизнь исключительно себе, а не участникам внешнеэкономической деятельности". По его мнению, вместо этого страны, стремящиеся создать таможенный союз, могли бы упростить прохождение таможни за счет взаимного признания таможенных документов, которые оформляются на границе.

"Документов стало бы как минимум в два раза меньше, и документальные процедуры проводились бы в пограничной таможне только одной страны, например, только страны ввоза. Так рекомендует организовывать таможенный контроль Киотская таможенная конвенция, к которой Россия должна присоединиться в рамках вступления в ВТО",- говорит эксперт.

Впрочем, участники ВЭД не исключают, что если таможенники эффективно будут учитывать передаваемую из соседних стран информацию при планировании и осуществлении таможенного контроля, то сокращение затрат участников ВЭД на прохождение таможни как на границе, так и в таможне назначения, прежде всего за счет уменьшения количества досмотров грузов, вполне возможно. Однако эксперты предупреждают, что оценить эффективность такого предложения крайне сложно, так как информация о таможенных рисках и их влиянии на форму и объем таможенного контроля является закрытой.

"Бизнес" (ИД "Секрет фирмы"); 14.11.05