18.03.11

Украина. Кодекс как инструмент борьбы

Группы авторов борются за принятие своих проектов Таможенного кодекса (ТК), забывая об интересах субъектов внешнеэкономической деятельности

«Таможенные процедуры входят в тройку основных проблем для предпринимателей»,— заявил вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко на пресс-конференции в среду. Он считает, что новый ТК должен четко регламентировать и максимально упростить таможенные процедуры, а также создать прозрачный механизм определения таможенной стоимости товара.

Новую редакцию Таможенного кодекса разрабатывает группа при Кабмине. По словам замглавы партии «Сильная Украина» Александры Кужель, представители рабочей группы в своих поправках к ТК инициируют предоставление таможенных деклараций и сопроводительных документов в электронной форме, введение электронной системы обмена информацией между странами. «В первую очередь, такая система позволит обеспечить контроль за транзитными товарами»,— пояснила госпожа Кужель. На сегодняшний день деятельность Гостаможни регулируется Таможенным кодексом, принятым в июле 2002 г. О необходимости обновить таможенные правила неоднократно говорили президент и премьер-министр. Сергей Тигипко прогнозировал принятие новой редакции ТК к концу прошлого года, но в намеченные сроки разработать вариант документа, устраивающий бизнес и государство, не успели.

18 февраля 2011 г. коммунист Евгений Царьков и регионал Олег Царев зарегистрировали в Раде законопроект №8130. Документ предусматривает модификацию системы таможенных платежей на границе Украины и правил их применения, порядка выдачи разрешительных документов, изменение механизма применения таможенниками информационных технологий.

Альтернативный проект ТК №8130-1 4 марта с.г. был зарегистрирован в парламенте бютовцем Олегом Шевчуком, регионалами Ярославом Сухим и Василием Чудновым.

Оба законопроекта преследуют разные цели. «Один из них предусматривает более эффективный фискальный подход, нацеленный на повышение эффективности работы таможенных службы и, соответственно, более высокие темпы наполнения госказны. Другой — более либерален по отношению к бизнесу, предполагает облегчение прохождения таможенных процедур и несет некоторые риски для наполнения госбюджета»,— пояснил глава парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник (Партия регионов). На сегодня Гостаможня обеспечивает 35% поступлений в госбюджет. В прошлом году доход государства от таможенных сборов составил 86 млрд. грн. «С учетом увеличения объемов импорта и роста цен, этого недостаточно»,— констатирует господин Хомутынник.

Как показывает практика, не стоит надеяться на то, что государство примет законопроект, грозящий сокращением поступлений в бюджет. По словам господина Хомутынника, новый ТК будет предусматривать максимальное применение норм прямого действия. «Это значит, что в кодексе не будет большого количества ссылок на подзаконные нормативные акты Гостаможни»,— пояснил депутат. Унифицировать и принять новый свод таможенных правил Рада планирует в первом полугодии текущего года.

Активное участие политиков в разработке ТК в значительной степени обусловлено желанием удовлетворить свои политические и финансовые амбиции. «На сегодняшний день проблема не в том, какой кодекс, а в том, кто его автор и кто на этом авторстве заработает дополнительный рейтинг»,— сказал «і» замглавы Гостаможни Павел Пашко. По его словам, существующие варианты ТК на 70% повторяют друг друга. Различия — в деталях. Как рассказал господин Пашко, в законопроекте №8130-1 расширены положения о полномочиях экономического оператора, определен четкий перечень документов, который подается для таможенного контрольного оформления, в нем нет такой санкции, как конфискация товара. Вместо этого за нарушения предлагается штрафовать. Однако этот документ, считает замглавы Гостаможни, предусматривает лишь частичное приведение таможенных процедур в соответствие с международными документами, в частности, с положениями Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Ситуация с разработкой новой редакции ТК напоминает процесс подготовки Налогового кодекса, разработка которого сначала была поручена Сергею Тигипко. После активизации протестных настроений господин Тигипко был отстранен от налоговой реформы, а его рейтинг резко снизился. Весьма вероятно, что Таможенный кодекс, как и Налоговый, для вице-премьера и других причастных к его разработке политиков превратится в инструмент политической борьбы, а не в способ избавления бизнеса от таможенных сложностей.

Экономические известия