18.02.10

Украина. Таможня дает «добро»

Непреходящее значение таможенной службы для любой страны неоспоримо. Без нее царил бы хаос в перемещении товаров между государствами, процветала бы контрабанда, а потребители получали бы в большинстве своем заморскую продукцию сомнительного свойства.

Пока существуют государственные границы, без таможни никак не обойтись. На Украине с обретением независимости также появилась таможенная служба. За годы своего существования она неоднократно менялась структурно и каждый раз получала новые названия.

Теперь в Донецке существует Восточная таможня, а о том, как строят работу ее сотрудники, какие задачи выполняют, насколько эффективно им удается это делать, а также с какими проблемами сталкиваются, корреспондент "ДКР" беседует с начальником Восточной таможни Сергеем РАЛИКОМ.

- Все годы своего существования наша служба находилась в процессе совершенствования. Сначала все таможни Украины напрямую подчинялись таможенному комитету. Но со временем посчитали такую организацию работы неэффективной, обратились к опыту Российской Федерации и создали территориальные управления, занимавшиеся в основном контролем деятельности подчиненных им таможен. Затем сотрудников этих управлений опустили, как говорится, с небес на землю для того, чтобы они занимались непосредственно процедурами таможенного контроля при перевозе через границу грузов. Так в Донецке появилась и до мая 2008 года существовала Восточная региональная таможня, в подчинении которой находились таможни как Донецкой, так и Харьковской, Днепропетровской, Луганской, Запорожской областей. Более полутора лет прошло с тех пор, как мы называемся Восточной таможней и перешли в прямое подчинение Государственной таможенной службе.

- Восточная таможня осуществляет свои функции на территории всей Донецкой области?

- Нет, в нашем регионе есть три таможни. Амвросиевская - на границе с Россией, она имеет три автомобильных пропускных пункта и один железнодорожный на станции Иловайск. Есть еще Мариупольская таможня - с пунктом пропуска в Новоазовске. А зона действия нашей таможни - центр и север области. Мы имеем в своем составе таможенные посты в Артемовске, Горловке, Краматорске и Славянске, а в Донецке у нас работают четыре подразделения, три из которых занимаются оформлением грузов, отправляемых юридическими лицами - субъектами хозяйственной деятельности, имеющими внешнеэкономические связи, а одно - занимается почтовыми и экспресс-отправлениями граждан. Единственным пунктом пропуска, граничащим с зарубежными странами, является международный авиационный пункт пропуска "Донецк-Аэропорт".

- Сергей Казимирович, а что такое таможенные брокеры, насколько необходима эта частная структура в таможенном процессе?

- Дело в том, что таможенные органы выполняют государственные функции, связанные с контролем за законностью перемещения грузов через границу, с недопущением контрабанды - этим мы занимаемся вместе с пограничниками, - а также с выявлением иных нарушений. Выполняем мы и фискальные функции, связанные с взиманием таможенных пошлин. При этом мы не имеем права заниматься оформлением таможенных деклараций - документов, дающих право на перемещение грузов через границу.

- Кто же в таком случае оформляет эти документы?

- На крупных предприятиях, являющихся субъектами внешнеэкономической деятельности, есть специалисты, владеющие системными знаниями таможенного законодательства, знающие все процедуры, которые необходимо выполнить, чтобы груз беспрепятственно прошел через таможню. С такими предприятиями у нас практически не бывает проблем. А вот мелкие предприятия, не имеющие достаточно подготовленных специалистов, часто оказываются в затруднительном положении. На помощь им и приходят таможенные брокеры. Это посреднические фирмы, имеющие лицензию на подобный вид деятельности и специалистов, обладающих квалификационными свидетельствами. Таможенное брокерство - не украинская выдумка, оно принято во всем цивилизованном мире. У нас был случай, когда небольшое, можно сказать, семейное предприятие попыталось самостоятельно оформить таможенную декларацию. Ничего хорошего из этого не вышло.

- Сергей Казимирович, итоги работы вашей службы во многом зависят от того, насколько хорошо работают промышленные предприятия, а также от объемов их внешнеэкономических связей. В связи с мировым финансово-экономическим кризисом число внешнеэкономических сделок сократилось, вероятно, и деятельность таможенников стала не столь напряженной?

- Я бы не сказал, что работы у нас стало намного меньше. В 2009 году сотрудники Восточной таможни оформили 63 тысячи грузовых деклараций на 5,5 миллиона тонн экспортных и 2,5 миллиона тонн импортных, а также 37 транзитных грузов. Причем в течение года происходил постепенный рост количества оформлений как экспортных, так и импортных товаров. Общий оборот грузов на таможне составил 3,145 миллиарда долларов США, при этом экспортировано товаров на 1,809 миллиарда, а импортировано на 1,335 миллиарда долларов. Тем не менее, денежные средства, перечисленные в государственный бюджет, составили только 60% от ожидаемой суммы.

- С какими странами предприятия, экспортирующие и импортирующие продукцию, наиболее активно поддерживают внешнеэкономические связи?

- Не имеет смысла перечислять все страны, поскольку география внешнеэкономических связей предприятий нашего региона обширна. Это и США, и азиатские страны, и Китай, и страны Европейского Союза. Однако можно говорить о некотором перераспределении основных потоков товаров из стран-экспортеров. Российский экспортный вектор начал за последний год поворачиваться в сторону Евросоюза.

- Существует ли проблема нестыковки украинского таможенного законодательства с законодательствами других стран?

- Такой проблемы нет. Таможенный кодекс, принятый в 2004 году, решил многие проблемы, связанные с законодательством, которые поначалу имелись. Проблемы у нас зачастую связаны с получением информации о достоверности оформления таможенных документов в той или иной стране. Бывают ситуации, когда мы производим оформление грузов и сомневаемся в заявленной таможенной стоимости. В таких случаях отправляем документы в страну, из которой пришел товар. Часто ответы на наши запросы задерживаются на длительное время или вообще не приходят.

- Но должны же быть двусторонние соглашения об информационном сотрудничестве на международном уровне?

- Такие соглашения у нас достигнуты и даже подписаны соответствующие договоры с Российской Федерацией и Молдовой. Предполагается не просто информирование, но и обмен некоторой частью баз данных. Это позволит выявлять нарушения в момент таможенной проверки, а не после нее, как это часто у нас еще бывает.

- А если ответы все же приходят и таким образом выявляются серьезные нарушения, каковы действия ваших сотрудников?

- Мы принимаем решительные меры, потому что нарушения, как правило, связаны с угрозой здоровью наших граждан или с прямым финансовым ущербом государству. В прошлом году, например, возбуждены два уголовных дела после того, как при оформлении таможенных документов были предъявлены разрешения на перемещение через границу с поддельными печатями санэпидемстанции. В одном случае товаров должны были переправить на шесть миллионов гривен, а в другом - на 800 тысяч гривен.

- Это были продукты питания?

- Нет, что касается продуктов питания, то они проверяются, как правило, более тщательно и мы нарушений не выявляем, а вот детские товары, которые могут навредить здоровью, попадаются.

- Сергей Казимирович, насколько часто доводится пресекать на границе преступные деяния?

- В прошлом году количество зарегистрированных на наших постах правонарушений составило 663, а это лишь на четыре больше по сравнению с 2008 годом. Было возбуждено 96 уголовных дел - на 17 больше, чем в 2008 году. Зато нарушений таможенных правил наши сотрудники выявили на четверть меньше. А совместно с правоохранительными органами мы выявили 36 правонарушений всего на 56,7 миллиона гривен. Удалось, например, предупредить две попытки осуществить экспорт с Украины по поддельным документам трансформаторных подстанций и импульсных ламп общей стоимостью почти на миллион гривен. Был пресечен факт ввоза на территорию нашей страны грузовых автомобилей с заниженной таможенной стоимостью в общей сложности на миллион гривен. По этому факту возбуждено уголовное дело.

- Удается, вероятно, пресекать случаи вывоза за границу золота, валюты, ювелирных изделий?

- В зоне таможенного поста "Донецк-Аэропорт" был задержан в минувшем году гражданин, пытавшийся перевезти в прямоугольном чемоданчике черного цвета 257 женских ювелирных украшений и колец, 72 единицы различных наручных часов, аксессуары известных швейцарских марок, которые подлежат декларированию, всего на 54 миллиона гривен.

- В прессе часто появляется информация о задержании контрабандных партий спиртных напитков, случается ли сотрудникам Восточной таможни сталкиваться с такими фактами?

- Разумеется, в прошлом году выявлено два факта хранения на таможенной территории Украины ввезенного к нам вне таможенного контроля этилового спирта стоимостью 87 тысяч гривен. Мало того, по результатам обмена информацией с региональным подразделением Интерпола в нашей стране предупрежден факт контрабандного ввоза на территорию Украины по поддельным документам оружия, это были охотничьи ружья.

- Насколько известно, таможенные органы не могут проводить оперативно-розыскных мероприятий. Это обстоятельство, вероятно, снижает эффективность вашей работы?

- Любые следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия мы можем осуществлять только в сотрудничестве с правоохранительными органами. И это неправильно хотя бы потому, что в большинстве, как мы привыкли говорить, цивилизованных стран таможенным службам даны права проведения следственных действий и оперативных мероприятий. Такая возможность позволяет перейти от системного контроля к такому положению, когда таможня для граждан практически незаметна, а эффект от ее работы более ощутим, хотя без надобности досмотры не проводятся. Решение на досмотр в таких случаях принимается только после поступления достоверной информации о предполагаемом нарушении или контрабанде. Это намного упростит прохождение контроля.

- Почему же таможне не дано до сих пор такое право?

- Вопрос этот задается еще с середины 90-х годов, и уже подготовлены соответствующие документы, которые должна принять Верховная Рада своим решением, но пока, к сожалению, этого не сделано.

- Сергей Казимирович, до сих пор мы говорили о нарушениях таможенного законодательства субъектами внешнеэкономической деятельности или гражданами, пересекающими границу, но ведь нарушения допускают и сами таможенники. Регистрировали, наверное, подобные факты и в Восточной таможне?

- Как говорится, в семье не без урода, и в нашей системе работают обычные люди, порой подверженные соблазнам. Чтобы противостоять правонарушениям со стороны работников таможни, у нас существует служба внутренней безопасности. Время от времени бывают случаи, связанные с коррупционными деяниями. Обычно проводим проверку и, если факты подтверждаются, следует соответствующее наказание. Обычно правоохранители в таких случаях усматривают предоставление незаконных преимуществ тому или иному субъекту внешнеэкономической деятельности. В таком случае может быть составлен протокол о коррупции. В прошлом году было составлено восемь таких протоколов. Но это еще не окончательный приговор. Признать преступником может только суд. Из восьми случаев в минувшем году только один был признан судом как коррупционное деяние. Согласно существующему законодательству виновный в нарушении работник уволен с занимаемой должности.

- В чем вы видите основную сложность таможенной службы на сегодняшний день?

- В том, что граждане в подавляющем большинстве не знают таможенного законодательства, часто пользуются слухами и советами соседей, родственников, друзей, а потом, во время таможенного контроля, даже не имея цели совершить преступление, попадают в неприятные ситуации, связанные по меньшей мере с административными наказаниями. С подобными случаями часто приходится сталкиваться на пропускном пункте "Донецк-Аэропорт". В этом отношении нам еще предстоит большая работа по информированию населения, по разъяснению хотя бы основных положений таможенного законодательства. Человек, пересекающий границу, должен доверять нам и всегда знать, что таможня даст "добро", если вся необходимая документация оформлена правильно, а лица, пересекающие границу, не имеют злого умысла. Мы, со своей стороны, идем гражданам навстречу, в частности, в Донецком международном аэропорту организовали две линии пропуска: зеленую и красную. По зеленой человек идет, если твердо уверен, что у него нет никаких предметов, подлежащих декларации. Это упрощает процедуру прохождения таможенного контроля, дает возможность нашим сотрудникам больше внимания уделить тем, кто должен предоставлять декларации. А в общем, мы всегда выступаем за взаимопонимание и взаимное доверие при строгом соблюдении закона.

Донецкий коммуникационный ресурс; 18.02.10