25.04.11

Украина. Тропой челнока.

Заметки мелкого контрабандиста

После того, как на украинско-польской границе были перекрыты крупные контрабандные каналы, некоторые ушлые дельцы сделали ставку на челноков. Для перевозки нелегального товара чаще всего привлекаются жители приграничных сел и городков, имеющие в своем распоряжении легковые автомобили. Корреспондент «РГ» попытался выяснить, как работает данная схема.

«Малая» контрабанда

ТАМОЖЕННЫЙ переход Краковец — Корчова, суббота, восемь часов вечера. Возле пограничного контрольно-пропускного пункта выстроилась километровая автомобильная очередь. Большинство машин — объемные грузовые фуры и потрепанные легковушки.

Перевезти меня через границу соглашается водитель старенького “Мерседеса”. Но лишь при условии, что я “не контрабандист” — не везу в Польшу водку и сигареты. Я признаюсь, что работаю в газете и собираю материал о приграничном “челночном” бизнесе.

Водителя такой ответ не отпугивает. Мы знакомимся ближе, и я убеждаюсь, что с первого раза подсел в “нужный” автомобиль. Иван — так зовут шофера — рассказывает, что живет вблизи границы, в селе Нагачев Яворовского района, имеет карточку малого пограничного движения, что позволяет ему ездить в Польшу без визы. Последние три года, после того как уволился из лесхоза, выживает лишь благодаря челночному промыслу.

— Еще год назад самую большую прибыль приносил провоз сигарет, — разоткровенничался Иван. — За одну ходку удавалось зарабатывать 80-100 долларов. Хотя, конечно, нужно было изрядно попотеть при загрузке машины. Вначале снять все четыре колеса и поставить машину на кирпичи. Затем запаковать в специально оставленные в подкрылках и бамперах отверстия пачки сигарет. После этого заделать дырки и покрасить детали краской. Потом все обработать дорожной грязью для придания машине натуральности.

— Сейчас такие номера не проходят. Польские таможенники научились ловить подозрительные автомобили даже по запаху — реагируя на свежевыкрашенные детали. Но чаще всего нарушителей вычисляют по истории поездок. Если какой-то челнок, к примеру, за месяц 10 раз побывал в Польше, то его машину обязательно подвергнут самой тщательной проверке. Поэтому нынче нелегальные товары в основном везут не “туда”, а “оттуда”. И все чаще под заказ львовских контрабандистов. Правда, им в последние месяцы фактически перекрыли кислород.

Польская таможня работает до седьмого пота В ОЧЕРЕДИ возле КПП стоим более двух часов. За это время к “Мерседесу” дважды подходит пограничник: предлагает вырулить на зеленую полосу и проехать без очереди. “Всього за п’ятдесят гривень”...

На польской стороне самое большое впечатление производит таможенная служба. Трое сотрудников, скинув куртки и фуражки, осматривают, обстукивают, общупывают наш автомобиль около десяти минут. Наиболее тщательно обследуется днище машины, бампера, колеса, кожаные сиденья. От “Мерседеса” таможенники отходят с красными, вспотевшими лицами.

Глядя на их работу, Иван растерянно улыбается и качает головой.

— Хорошо, что хоть наша таможня так не отрабатывает свой хлеб. Иначе пришлось бы срочно искать другое занятие, — говорит он, садясь в машину.

Как «прячут» мясо на перевалочном пункте

НА ПОЛЬСКОЙ стороне останавливаемся возле первого попавшегося паркинга — он находится на расстоянии нескольких сот метров от границы. Заезжаем на платную парковочную стоянку и здесь же начинаем выбирать контрабандный товар — лук, морковь, яблоки, мясо, различные мясные изделия (всем этим добром загружены выстроившиеся на стоянке грузовые бусы).

— То, что ты видишь, — перевалочный пункт продовольственных товаров, — объясняет Иван. — Раньше эти грузы в Украину шли непрерывным потоком — на таможне за определенную мзду им давали “зеленый свет”. Сегодня, когда крупные контрабандные каналы перекрыты, некоторые дельцы пытаются выжить за счет челноков. Схема совершенно простая: челноку предлагается перевезти через границу небольшую партию любого товара. При этом ему указывают месторасположение ближайшего оптового склада, где он должен будет сгрузить контрабанду и получить денежное вознаграждение. Самые большие деньги можно заработать на перевозке мяса и мясных изделий — за один килограмм обычно платят десять гривен. На втором месте — яблоки и лук. Пятнадцатикилограммовая сетка с яблоками идет за тридцать гривен, с луком — за двадцать.

Самую необычную картину наблюдаем возле “мясного” буса. Столпившиеся челноки рассовывают полиэтиленовые пакеты с мясом по карманам своей одежды, за пазуху. Одна молодая женщина, не стесняясь, подвязывает мешочки под юбку.

— Для удобств мелких контрабандистов все мясо расфасовывают в полукилограммовые и килограммовые пакеты, — говорит Иван. — Есть умельцы, которые на себе умудряются перевозить 15-20 килограммов. Такой способ транспортировки наименее рискованный, поскольку при пересечении границы в первую очередь проверяются автомобильные салоны и багажники.

В Украину мы попали только в пять утра, выстояв длиннющую автомобильную очередь с польской стороны и преодолев все преграды на нашей таможне. К моему большому удивлению, пограничный, таможенный и санитарный контроль Иван прошел без лишних задержек. Правда, для этого ему понадобилось каждый раз вкладывать в заграничный паспорт пятьдесят гривен...

Рабочая Газета (г. Киев)