12.08.08

Украинская контейнеризация - глазами "специалистов"

Сегодня украинский "Коммерсант" вышел с большой обзорной статьей о контейнерных перевозках. Все факты собраны. Все верно. Однако предсказания, которые дают эксперты могут сбить с толку кого-угодно.

Начать следует с конца. Материала.

Сергей Гайда, аналитик Dragon Capital: В 2007 году объем контейнерных перевозок вырос на 37%, а в текущем году ожидается, что рост сектора ускорится до 42%, а объем перевозок Ильичевского и Одесского портов составит 850 тыс. TEU и 700 тыс. TEU соответственно.Насущной проблемой украинских портовиков остается уровень компьютеризации управления терминалами. Ожидается, что в ближайшие десять лет средний процент роста рынка контейнерных перевозок составит не меньше 25% в год и достигнет своего пика в 2010 году. А общий оборот рынка достигнет 5 млн TEU до 2017 года.

InfraNews: Аналитики финансовых компаний не могут не радовать. Просто намекнем, что для того, чтобы сделать 700 тыс. TEU Одессе надо за оставшиеся 5 месяцев первалить 400 тыс. TEU против уже переваленых за 7 месяцев 310 тыс. TEU. Это очень врядли. Просто не реально сделать за 5 месяцев оборот равный обороту лидера за 7 месяцев. Лидер - то есть Ильичевский порт тоже наверное не сможет сделать за 5 месяцев больше, чем сделал за 7.

Виктор Борисенко, гендиректор ассоциации портов Украины «Укрпорт»: Патриот и защитник государственной формы собственности на порты. Молодец. Вот цитата из его интервью "Коммерсанту": "На первый взгляд это очень хорошо (ответ на вопрос Что дает Украине появление в ее портах терминалов крупнейших в мире операторов контейнерных перевозок?). Но в этом случае значительная часть прибыли порта уходит за границу. Поэтому я к появлению иностранцев отношусь негативно. Гораздо лучше было бы уменьшить налоги для портов – так они смогли бы развиваться без помощи частников. К примеру, Роттердамский порт находится в собственности государства, и государство смогло сделать его одним из наиболее быстроразвивающихся и прибыльных портов Европы.

InfraNews: То что, только благодаря операторам частным жива стивидорная отрасль - не важно украинским или иностранным - господин умалчивает. Ну а сказка про Роттердам - уже надоела. Там государственное управление движением, собственностью и инвестициями. Но бизнес в составе более чем 60 терминалов - вполне самостоятелен в своих действиях. А уж про государство Нидерландское и говорить смешно - порт Роттердам развивается своими темпами так уже более 600 лет. Еще и государства то не было. А частная инициатива - была!

Прогноз Виктора Борисенко про украинский контейнерный рынок - забавен. Но туп. "Что касается самих грузопотоков, то, конечно, Украина может стать лидером в регионе. Здесь можно создать порты и покрупнее Констанцы, вопрос в финансировании. Нужно создать мощности, площадку – а грузы сами пойдут. К 2011 году мы вполне можем переваливать 7 млн TEU. Но это очень оптимистический прогноз – для этого нужно устранить все те препятствия, о которых мы говорили"

Николай Павлюк, начальник Одесского порта: "Проектная мощность терминала на Карантинном молу – 600 тыс. TEU, но это с учетом действующих темпов таможенной обработки контейнеров. И это не единственный наш проект. Через три года, при условии реализации всех намерений, контейнерооборот порта может достигнуть 2 млн TEU"

InfraNews: Классика. Плохое государство не дает строить терминал. Но мы будет настойчиво пробивать его все в том же месте. Не выйдет. И 2 млн. ОМТП не сделает через 3 года. Дай бог 1 млн. осилить к 2010г.

Собственно все. Сам материал в киевском "Коммерсанте". Полезен как минимум полным перечнем порой забавных проектов. Наш прогноз скромнее. В этом году оборот Ильичевска, Одессы и дай бог Мариуполя достигнет 1,25-1,3 млн. TEU. С большим объемом не справится внутренняя инфраструктура. А дальше. Как тыловая логистика ляжет - построит украинский бизнес ее - будет и 2 млн. в 2011г и 3 млн. в 2013г. Но до 7 млн. пока еще и Россия суммарно не доросла, а ее экономика, без обид, раз в 10 больше украинской.

InfraNews; 12.08.08