20.10.09

Украинские железнодорожники состыковали два маршрута - «Зубр» и «Викинг»

Украинский государственный центр транспортного сервиса «Лиски» – основной контейнерный и контрейлерный оператор страны открыл новый транзитный маршрут – в Латвию и Эстонию через Белоруссию.

«Став участником проекта «Зубр» – контейнерного поезда, следующего по маршруту Таллинн - Рига – Минск, - мы продвинули грузы сразу нескольких прибалтийских портов в черноморском направлении и обратно, а это 20-25% дополнительного транзита», – сообщил «Гудку» первый заместитель директора центра Виктор Петров.

С 2003 года, наравне с Белоруссией и Литвой, Украина участвует и в проекте «Викинг» – комбинированном поезде, курсирующем от порта Клайпеда до украинских портов Ильичевск и Одесса. Этот поезд перевозит 20- и 40-футовые контейнеры, а также полуприцепы и автопоезда, поступающие в Клайпеду из стран Скандинавии и Западной Европы морским транспортом и через паромную переправу Клайпеда (Литва) - Мукран (Германия). Из украинских портов грузы затем уходят в страны Кавказа и Ближнего Востока.

По данным госадминистрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця»), общая протяженность линии движения «Викинга» – 1733 км, средний ежегодный объём транспортировки – 400 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте). В первом полугодии 2009-го, несмотря на кризис, прирост грузопотока на маршруте составил 5% в сравнении с прошлогодним периодом.

«К проекту давно хотели присоединиться Латвия и Эстония, но Литва опасалась конкуренции и возражала, поэтому был запущен проект «Зубр» совместно с латвийскими и эстонскими железными дорогами», – пояснил историю возникновения маршрута Виктор Петров.

По его словам, поезд «Зубр» уже курсирует между Белоруссией и Латвией. В сентябре 2009-го на совместном совещании компаний-операторов и представителей железных дорог четырех стран были подписаны договоренности о дальнейшем развитии этого маршрута. «На Украине для его движения мы используем нитку графика поезда «Викинг», по сути – сольём воедино два маршрута, и грузы пойдут уже не из одной Клайпеды, где порой не успевают их перерабатывать, а из целого ряда балтийских портов», – отмечает менеджер.

Технология взаимодействия двух маршрутов сейчас отрабатывается, тарифные ставки на дополнительном плече Удрицк - Ильичевск - Одесса решено до конца года оставить в диапазоне ставок «Викинга» –$0,204 (20-футовый контейнер) - $0,471 (40-футовый) за контейнеро-км.

«Соединение портов Балтийского и Черного морей с выходом на Германию, Норвегию и Швецию – удачный вариант одновременного развития не только традиционных направлений Запад - Восток, но и Север - Юг, что гарантированно даст увеличение грузопотока, так как у грузоотправителя появляется выбор», – считает руководитель экспертной группы консорциума «Менеджмент консалтинг групп» Дмитрий Подтуркин.

Гудок; 20.10.09