20.01.06

Украинские и российские таможенники готовы работать одной командой

На фоне противоречий и скандалов между Киевом и Москвой особую значимость приобретают позитивные новости о российско-украинских взаимоотношениях. Вот одна из них: в ближайшее время в Санкт-Петербурге будет подписан ряд соглашений между российской и украинской таможнями. Это позволит приступить к созданию единых пропускных таможенных пунктов на общей границе. Об этом, а также о сотрудничестве таможенных служб двух государств, рассказывает первый заместитель председателя таможенной службы Украины Александр Федоров.

- Александр Олегович, как вы оцениваете взаимодействие между российской и украинской таможнями?

- Мы имеем очень давние и тесные связи между нашими службами. Тем более, что начиная с 1992 года, мы развиваемся в одном направлении, и в тоже время параллельно. На сегодняшний день у Таможенной службы Украины налажено достаточно тесное взаимодействие с Таможенной службой Российской Федерации. Не только на формальном, официальном уровне, но здесь в Киеве есть целое представительство ФТС России. Сотрудники этого представительства имеют постоянные взаимоотношения с украинскими таможенниками, чтобы в рамках тех договоренностей, которые есть сейчас между Украиной и Россией, отрабатывать те или иные вопросы.

- Какой вопрос между Россией и Украиной в таможенной сфере является сегодня наиболее актуальным?

- Это, пожалуй, вопрос о совместном контроле в пунктах пропуска на границе. В октябре 2005 года, после телефонных переговоров президентов Украины и России, была достигнута такая договоренность. И тогда же в октябре, не дожидаясь дополнительных указаний от Министерства иностранных дел и Кабинета министров, Таможенная служба Украины инициировала подготовку такого соглашения. Было направленно письмо на имя руководителя Таможенного Комитета РФ о тех мерах, которые необходимо предпринять для создания единых пунктов пропуска на российско-украинской границе.

На сегодняшний день есть два дополнительных соглашения к тем договоренностям, которые уже были между ФТС РФ и Таможенной службой Украины. Это соглашение о предварительном обмене информацией и об изменении и внесении в протокол об обмене статистической информацией. Кстати, эти соглашения будут подписаны в ближайшее время в Санкт-Петербурге. В рамках соглашения по совместному контролю, уже есть договоренность как с ФТС России на уровне первых лиц и заместителей, которые курируют это направление, так и c представителями российской Пограничной службы.

- Для чего создаются совместные пункты пропуска на границе?

- Как известно, с одной стороны, Таможенная служба это экономический рычаг защиты экономики; с другой стороны продвижение товаров и услуг также зависит от работы контрольных служб, и работы таможни в частности. Учитывая то, что бизнес должен развиваться, а в последнее время этот бизнес между Россией и Украиной имеет достаточно большие объемы, задержка на границе, которая происходит из-за того, что сначала проверяются грузы на российской стороне, а потом на украинской очень значительная. Всё это занимает в некоторых случаях до 6-7 часов.

- Вы уже просчитывали финансовый выигрыш после создания таких пунктов?

- Мы можем говорить о временном выражении. Но, как говорится, время деньги. Применив совместный контроль, мы сокращаем в 2-3 раза временную процедуру. Не секрет, что простой машины с грузом на границе выливается в 100-150 евро в зависимости от аренды. А всё остальное, как, скажем, накопление грузов на границе, приводит еще к такому явлению, как социальная напряженность недовольство водителей, недовольство граждан приграничных областей. Это, конечно, вызывает, негативные последствия.

К тому же в случае создания таких пунктов мы совместно прилагаем усилия по выявлению предметов, запрещенных для транзита и ввоза, прежде всего наркотиков и оружия. Тем самым мы достигаем еще и прозрачности. Потому что та информация, которая есть в таможенных органах Украины и России, может быть объединена для борьбы с этими негативными проявлениями.

Для того, чтобы упростить и одновременно укрепить таможенный контроль, сделать его более надежным, и предпринимаются эти шаги для совместного контроля на границе.

- Но Россия и Украина еще полтора года назад договаривались о создании совместных пунктов пропуска. Почему возникла такая пауза?

- Мне сложно говорить, потому что таможня не занимается политикой. Возможно, были какие-то технические моменты или нюансы, потому что бюрократия есть в любой стране, и она иногда тормозит те или иные процессы. Но с приходом в руководство Таможенной службы Украины специалистов, которые проработали по двадцать лет, которые знают от самого низа все проблемы службы, в том числе и проблемы двустороннего сотрудничества таможенных органов, эти вопросы начали интенсивно решаться.

- Какие первоочередные шаги должны быть сделаны для создания единых таможенных пунктов?

- Прежде всего, это экономические вопросы. Дело в том, что инфраструктура, которая развивалась начиная с 1991 года, не предполагала такого контроля. Как правило, она строилась как с одной стороны границы, так и с другой. Фактически, этой инфраструктуры стало в два раза больше, и наши государства затратили в два раза больше средств на строительство таких типовых пунктов пропуска.

На сегодняшний день вопрос может быть разрешен и разрешается посредством того, что, если инфраструктура с российской или с украинской стороны еще не закончена, то строительство единого пункта будет осуществляться за счет средств российской стороны, если пункт будет размещаться в России, и за счет украинской стороны, если пункт размещается на украинской территории.

Если таможенный пункт будет расположен на украинской стороне границы, то это позволит сотрудникам российской таможенной и пограничной служб, а также других контролирующих органов, находиться на сопредельной территории и выполнять свои функции так же, как если бы они находились на своей территории. И наоборот.

- А зачем тогда вводить какие-то дополнительные мощности, если как с той, так и с другой стороны уже поставлены свои пункты пропуска?

- Да, они существуют, но они не были рассчитаны на такое количество персонала, а это связано и с каналами связи, и с оборудованием, которое должно было быть поставлено. Условия на них более чем скромные и у нас, и у россиян. Поэтому в тех местах, где еще нет инфраструктуры, было бы намного выгодней идти по пути создания совместных пунктов либо на российской, либо на украинской стороне.

- На едином пункте пропуска условия прохождения таможенного контроля будут касаться не только грузов, но и граждан?

- Мы за создание единых пунктов, как для граждан, так и для больших потоков грузов. Но в поручении украинского президента было сказано о том, что пока необходимо провести эксперимент в этой сфере. Потому что любая идея, прежде всего, должна быть испытана на чем-то. И мы должны понимать, какой эффект от этого получится.

- И когда вы планируете начать этот эксперимент?

- Как только будет подписано соответствующее соглашение с Россией. Предварительные материалы уже есть. Они находятся на рассмотрении в ФТС России. Как я и говорил, была встреча экспертов. Затем это всё должно пройти согласование на более высоком уровне. И затем должна состояться процедура подписания такого межведомственного соглашения, которая будет проходить через Кабинет Министров и МИД. Потом, когда соглашение будет подписано двумя руководителями таможенных органов, начинается обследование инфраструктуры, наличия пунктов пропуска, наличия всех необходимых условий для проведения такой работы. Если договор будет подписан, начало эксперимента можно ожидать уже в 2006 году.

- Место уже подобрано?

- Есть несколько вариантов. Но всё будет решаться по обоюдному согласию ФТС России и Таможенной службы Украины. Возможно, это будет Куйбышево . Поскольку там пункт обустроен и соответствует всем последним требованиям и по технике, и по инфраструктуре, и по связи. Но, возможно, эксперимент надо начинать как на таком пункте, где есть все необходимое, так и на таком, где имеются минимальные условия для подобного контроля. Тогда мы сможем увидеть разницу.

- То есть, сейчас слово за российской стороной?

- Процедура согласования достаточно длительная не из-за того, что таможни чего-то не желают. Мы желаем, мы умеем, и мы хотим. И это обязательно будет, поскольку у нас уже есть наработанная практика в этом вопросе с поляками, прежде всего.

- С Польшей уже есть единые пункты пропуска?

- Их немного, но они уже работают. Наш наряд работает на польской стороне, и наоборот. Есть аналогичные предложения от Словакии и Венгрии.

На международной конференции руководителей таможенных ведомств стран ЕС и СНГ, которая проходила в октябре 2005 года, такие предложения звучали и обговаривались с российской стороной. Поэтому мы видим, что и в России, и у нас есть специалисты, которые понимают всю глубину этого вопроса.

За таможенными ведомствами вопрос не стоит, и с нашими службами проблем как раз не будет. Но это не только внутригосударственные процессы, это еще и межгосударственные, что приводит к определенной затяжке.

Нами было озвучено предложение: поскольку без погранвойск нет полноценной границы, надо проводить переговоры как на уровне экспертов, так и на уровне руководителей ведомств в формате 2 на 2. То есть, на переговорах присутствует руководитель таможенного ведомства и руководитель пограничного ведомства с одной и с другой стороны. Когда встречаются четыре руководителя одновременно, решая один общий вопрос, процедура согласования документов и нюансов, которые связаны с контролем на границе, происходит в два раза быстрее.

вторая часть интервью

Росбалт 20.01.06