20.01.06

Украинские и российские таможенники готовы работать одной командой

первая часть интервью

- В целом, с вашей точки зрения, таможенные тарифы России и Украины унифицируются или они все больше расходятся?

- Если говорить об этом, то у нас все-таки идет унификация тарифов, потому что тарифы, если так говорить, это не российские и украинские тарифы или тарифы ЕС. Ведь все основывается на том, что есть какая-то экономическая политика. И, если говорить о том первом таможенном тарифе, который был принят давно, то на сегодняшний день на 95 % этот тариф обновлен. Самые последние шаги, в этом направлении были сделаны в марте и июне 2005 года. Если раньше ставки доходили до 50 % и выше, то на сегодняшний день максимальные ставки у нас 5-10 %. И ко многим товарам была применена нулевая ставка пошлин. Это связано не только с тем, что есть экономические выкладки, но и с тем, что таможенная политика как России, так и Украины, направлена на вступление в ВТО и вхождение в тот рынок, в котором мы сегодня не принимаем равноценного участия. Поэтому движение в этом вопросе России и Украины идет параллельное.

- Если унификация тарифов идет параллельно, то сейчас Украина больше ориентируется на ВТО, европейские тарифы или все-таки происходит какое-то согласование и с российской стороной?

- Есть, во-первых, соглашение по странам СНГ. И одно из заседаний председателей таможенных ведомств стран СНГ будет проходить в Санкт-Петербурге в январе 2006 года. Эти вопросы, конечно, обговариваются на таких заседаниях. Однако сейчас я не могу сказать о процедуре и о том, что будет там решаться, поскольку повестки как таковой до конца нет.

- Россия, Белоруссия и Казахстан планирует уже сейчас унифицировать практически все таможенные ставки. По крайней мере, такие задачи были поставлены. Тогда получается, что у России с Казахстаном складываются более тесные и доверительные экономические отношения, чем с Украиной?

- Таможенная служба Украины не занимается политикой, ни внутренней политикой государства, ни внешней. Для этого есть Министерство экономики, для этого, прежде всего, есть Министерство иностранных дел. Мы являемся лишь одним из инструментов в государстве.

- Идея Таможенного Союза между Россией и Украиной сегодня уже полностью неактуальна?

- Украина и Россия были столько веков вместе. Украина - это не льдина, которую можно отколоть. Другие страны, которые не граничат с Украиной, находятся достаточно далеко. Поэтому есть ближайшие соседи с тесными, политическими, экономическими, культурными связями.

Мы понимаем, что экономика наших государств в свое время была единым механизмом и была интегрирована, и что рынки нашей продукции рассчитаны, прежде всего, на потребление гражданами стран СНГ. Соответственно конкурентоспособность тех или иных товаров на внешних рынках тоже будет зависеть, насколько наша кооперация будет срабатывать.

- Сейчас происходит тесное сотрудничество украинской Таможенной службы по линии такой организации, как ГУАМ (Грузия, Украина, Армения, Молдавия), куда, кстати, Россия не входит. Возможен ли Таможенный Союз в рамках этой организации?

- ГУАМ это не чисто таможенная организация. Это организация другого плана. Было два У , стало одно У . Со временем все течет, все изменяется, поэтому на этот вопрос я не смогу ответить. Это более политический вопрос.

- Насколько важен для Украины режим свободной торговли, который сейчас существует с Россией?

- Если этот режим существует, значит он необходим.

- Как известно, Украина собиралась вступить в ВТО уже в конце прошлого года. При этом Украина на переговорах по ВТО соглашалась на таможенные ставки, которые в среднем в 2-4 раза ниже, чем соответствующие ставки, которые принимает Россия при вступлении в эту организацию. В ситуации, когда между Россией и Украиной существует режим свободной торговли, все эти товары, завозимые в Украину с других стран, могли просто реимпортироваться в Россию

- Для этого как раз и создаются такие совместные пункты контроля. Одним из моментов их работы является включение или исключение из режима свободной торговли каких-то видов товаров или осуществление реимпорта в ту или другую страну. Для этого делается упреждающий обмен информацией, чтобы не было ущемления тех или иных производителей. Это однозначно важно как для экономики России, так и для экономики Украины.

- Но таких единых пунктов пока нет, и, судя по всему, они вряд ли будут созданы в ближайшее время. А Украина могла вступить в ВТО уже в прошлом году. Тогда получается, что эти моменты никто не предусматривал?

- Я не мечтатель, я прагматик и склонен считать, что эти процессы должны идти параллельно.

- Да, но, если Украина все-таки бы вступила в ВТО в 2005 году, то могла получиться ситуация, когда Россия просто вышла бы из договора о свободной торговле или ввела бы столько изъятий и ограничений, что этот договор стал бы бессмысленным

- Как говорят, время это лучший лекарь. А в данной ситуации время покажет. Но с другой стороны, то, что выгодно одной стране и не выгодно другой, конечно же, приводит к взаимным договорам и договоренностям, учитывая то, что мы где-то не в Антарктиде живем. Украина и Россия обречены на соседство. Это объективная реальность, от которой никакие политики ни с горячими, ни с холодными головами, не уйдут. Потому что это аксиома. Вообще получается интересная ситуация. На изломе в 91 году, когда был Советский Союз, было 15 республик, и вдруг, стало 15 независимых государств. В то же время в Европе шел интеграционный процесс и появилось 19 стран ЕС. То есть с одной стороны, пошли дезинтеграционные процессы, а с другой интеграционные. Теперь мы видим, как стало жить через границу тем, у кого сестры и братья живут в Белоруссии или России.

- Сейчас мы стали свидетелями газового противостояния между Россией и Украиной. Вы не ожидаете такого противостояния в таможенной сфере?

- Я ничего не слышал о таможенной войне между Россией и Украиной. Мы с большим не только уважением, но, можно сказать, с любовью относимся к сотрудникам российской таможенной службы и поддерживаем достаточно теплые взаимоотношения. Прохлады, я во всяком случае, не видел.

Досье: Федоров Александр Олегович, родился в 1963 г. в Белоруссии, закончил Минский институт иностранных языков. С сентября 1985 г. работает в Государственной таможенной службе Украины. Работал начальником Киевской областной таможни, начальником Бориспольской таможни, Северной региональной таможни. Владеет английским, французским, польским языками.

В 1993 г. - обучение в штаб-квартире Совета таможенного сотрудничества (СТС): Бельгия, Великобритания, Голландия; 1994 г. курс в Академии таможенной службы США. С 1999 по 2005 гг. - член исполнительного Совета Конвенции МДП Европейской экономической комиссии ООН (г. Женева), Председатель административного комитета Конвенции МДП. С 2005 г. первый заместитель Председателя таможенной службы Украины.

ИА "Национальные интересы" 20.01.06