05.02.08

Украинские перевозчики против польских таможенников

Ассоциация автомобильных перевозчиков (АСМАП) Украины намерена подать в суд за саботаж, который устроили польские таможенники на украинско-польской границе. Сотни грузовиков скопились у пунктов пропуска, поскольку таможенники фактически бастуют, разойдясь по отпускам или взяв больничные.

Аналогичные претензии могут предъявить и польские экспедиторы – из-за собственных таможенников они не могут вовремя вернуться домой.

Начальник отдела перевозок и информации АСМАП Украины Ярослав Крыжановский рассказал «Гудку», что каждое предприятие, входящее в ассоциацию, подаст исковое заявление отдельно. «Скажу честно, – заявил господин Крыжановский, – прецедентов нет». Но юристы ассоциации, работающие над иском, считают, что перспективы есть.

Компенсации окажутся минимальными, полагает ведущий эксперт компании «Менеджмент Консалтинг Групп» Дмитрий Подтуркин. Но речь идёт не только о прямых издержках – из-за простоя ломается целая система производства и снабжения, тем более что транзитной страной для пострадавших перевозчиков зачастую является не только Украина, но и сама Польша.

Польские грузополучатели, по мнению украинского эксперта, не будут подавать иски на опоздавших перевозчиков или отзовут свои требования. «У нас с Польшей отношения хорошие в последнее время. Разрабатывается столько совместных проектов, в том числе в области транспорта, никто не будет обострять противостояние».

В обход пойти автоперевозчики не могут. Те из них, кто устремился к словацкой и венгерской границам, тоже встали в очереди – пропускные пункты везде работают на пределе способности. Поэтому, отметил аналитик, нет возможности обеспечить эффективное маневрирование потоками.

«Мы видим абсолютно нормальную перспективу для обращения в суды и достаточные основания для того, чтобы эти иски были удовлетворены хотя бы частично», – сказал Тарас Шепель, партнёр юридической фирмы «Международная юридическая служба». «Есть основания полагать, что прямые убытки будут возмещаться виновной стороной», – добавил член Киевской городской коллегии адвокатов. «Если перевозчик выполняет все условия заключённых договоров и предоставляет таможенным органам необходимую информацию, документы и таможня не имеет оснований официально отказывать в оформлении грузов и пропуске через границу – это даёт право пострадавшим сторонам возложить понесённые убытки на виновную сторону», – считает украинский специалист по судебным спорам, арбитражу, коммерческому и международному частному праву.

Как уже сообщал «Гудок», Ассоциация международных автомобильных перевозчиков России тоже готовит иски против польской стороны. Пресс-секретарь АСМАП Антонина Камчатова отметила, что пострадали не только российские и украинские, но и белорусские перевозчики. АСМАП России взаимодействует с соответствующими ассоциациями Польши, Украины и Белоруссии, а также с Минтрансом России и МИД России. Пока скопление автомобилей ещё не рассосалось и общий ущерб не подсчитан, говорить о его сумме рано, но совместная работа продолжается.

Илья Баскаков

«Гудок», 05.02.2008