21.03.19

Ульяновская область нарастила внешнеторговый оборот за счет "оборонки"

Внешнеторговый оборот Ульяновской области увеличился в прошлом году на 20% и достиг почти 1,5 млрд долларов. Такой значительный прирост стал возможным из-за продажи оружия и боеприпасов в Северную Африку. В целом же конкурентоспособность ульяновской продукции, отмечают эксперты, за последние годы упала. Это тревожно, ведь в отличие от всероссийского экспорта местные предприятия продают за рубеж не сырье, а продукцию обрабатывающей промышленности.

По данным таможенной службы, внешнеторговый оборот Ульяновской области в 2018 году вырос на 19,6% и составил 1 млрд 437 млн долларов. Экспорт местных товаров вырос на 14,9% до 789,5 млн долларов. Импорт в регион увеличился на 26% до 647,7 млн долларов. Таким образом сальдо между экспортом и импортом упало с прошлогодней отметки в 173 млн долларов до 141,86 млн долларов.

Импорт товаров из стран дальнего зарубежья в регион увеличился на 27,2% и его объем в прошлом году составил 609 млн долларов. Больше всего Ульяновская область покупает каучук и резину — 27,4%, транспорт — 27%, оборудование и механические устройства, а также их части — 19,4%. Со странами СНГ торговля куда скромнее. Общий объем импорта достиг 38,3 млн долларов при росте за 2018 год на 9,2%. Преимущественно область покупает изделия из черных металлов — 16,7%, транспорт — 13,6% и черные металлы - 13,0%.

Экспорт в страны дальнего зарубежья вырос на 14% и составляет 647 млн долларов. 53,5% от всего объема экспорта в дальнее зарубежье это продажа оружия и боеприпасов. На втором месте — средства наземного транспорта — 22%. Больше всего Ульяновская область покупает каучук и резину — 27,4%, транспорт — 27%, оборудование и механические устройства, а также их части — 19,4%. Экспорт в страны СНГ вырос на 19,3% и составил 142 млн долларов. Туда ульяновские предприятия отправляют транспорт (41%), нефтепродукты (18,5%) и оборудование (11%).

СПРАВКА

В число ведущих экспортеров региональной экономики преимущественно вошли производители и продавцы автомобилей и запчастей: ООО «Авиакомпания Волга-Днепр»; государственный научный центр НИИАР (радиоактивные элементы: иридий 192); Инзенский деревообрабатывающий завод; ООО СПК (продажа зерна); УАЗ; «Меридиан АНК» (автокомпоненты); «Вторсплав» (алюминия); «Немак Рус» (автокомпоненты); «Шеффлер Мануфэкчеринг Рус» (автокомпоненты); «Внешторгэкспорт» (автокомпоненты); Скамол Рус (производство кирпича); Ульяновский станкостроительный завод; «Федерал могул Димитровград» (автозапчасти для двигателей КАМАЗ); «Квадро» (кухонные мойки из искусственного камня); «Микроэлектронные нормализаторы и системы» (датчики избыточного давления).

В статистических выкладках таможенной службы не указываются некоторые виды продукции. в первую очередь речь идет об оружии и боеприпасах, объяснили 73online.ru в пресс-службе ведомства. В отчете таможенной службы не конкретизированы поставки товаров на общую сумму 344 млн долларов, или 43% всего экспорта. Это поставки в Алжир — 208 млн долларов, Египет — 117,5 млн долларов и в Ирландию — 18,7 млн долларов. Скорее всего, эти страны приобрели продукцию ульяновских предприятий оборонного комплекса.

Темпы роста экспорта важный показатель для региональной экономики. Если он растет быстрее темпов роста все экономики, то это говорит о росте конкурентной способности изготовляемой продукции. Однако это правило не работает в реалиях ульяновской экономики, уверен доктор экономических наук, профессор УлГУ Анатолий Лапин. По его словам, сегодня экспорт не является драйвером роста региональной экономики. «Мы последовательно теряем конкурентоспособность в сфере обрабатывающей промышленности, которая составляет подавляющую часть нашего экспорта. Если не учитывать экспорт вооружений, который лишь в последнем квартале скорректировал разницу между экспортом и импортом, то картина была бы с отрицательным сальдо. Сравнение темпов роста экспорта и импорта показывает, что программа импортозамещения не действует», - рассказал г-н Лапин журналисту 73online.ru.

Эксперт приводит в пример статистику за 2005 год, когда региональный экспорт превышал импорт почти в два раза. Его структура не сильно отличалась от сегодняшней. «Структура товарооборота и его объем показывают, что конкурентоспособность ульяновских предприятий на рынке падает. Это и приводит к наращиванию импорта», - объяснил профессор Анатолий Лапин.

По данным ульяновского Центра поддержки экспорта, по итогам прошлого года «Авиакомпания «Волга-Днепр» больше всех в области заработала на внешнем рынке. Не смотря на косвенное влияние западных санкций, авиаперевозчик вернул себе первое место в топе региональных экспортеров.

Ульяновск онлайн