09.12.05

Ускорение и перестройка ФТС

Правительство одобрило концепцию развития Федеральной таможенной службы.

В ближайшие пять лет таможенные пункты пройдут технологическое переоснащение, количество контролирующих служб на границе будет сокращено с семи до двух, в итоге ускорится прохождение границы для участников внешнеэкономической деятельности. Такие радужные для бизнеса перспективы открывает концепция развития таможенных органов, которую правительство одобрило на вчерашнем заседании. Несмотря на то что в концепции не указаны источники финансирования всех этих планов, Минфин уже согласился выделить на обустройство границы 130 млрд руб. Правда, взамен взял обещание с Минэкономразвития улучшить таможенное администрирование, за счет чего федеральный бюджет рассчитывает дополнительно получать $5 млрд ежегодно.

На первом этапе реализации концепции планируется осуществить все основные мероприятия по техническому обустройству границы. В частности, до 2008 года 51 таможенный пункт будет оснащен информационно-досмотровыми комплексами (ИДК). "ИДК расширяет возможности таможни оформлять товар непосредственно на границе, не пропуская его внутрь страны",- говорит "Бизнесу" исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев. По его словам, попадание нерастаможенных товаров на российскую территорию создает предпосылки для коррупции.

Глава МЭРТ Герман Греф рассчитывает, что полное техническое переоснащение обойдется государству в $500 млн.

Минфин пока не готов выделить из бюджета такую сумму, ссылаясь на то, что трехлетний финансовый план таких затрат не предусматривает, а в самой концепции источники финансирования не уточнены.

Впрочем, под давлением премьера Михаила Фрадкова, который высказался за необходимость оказания материальной помощи таможне, министр финансов Алексей Кудрин согласился выделить на эти цели в 2005-2008 годах 72 млрд руб. и в 2008-2010 годах - 28 млрд руб. Эксперты считают, что это не окончательные цифры, так как бюджет уже который год подряд исполняется с профицитом.

"Кроме того, ФТС взяла кредит у Всемирного банка в размере $140 млн. В конечном итоге внедрение автоматизированной системы контроля должно окупиться",- говорит Борис Фантаев.

Чтобы оправдать бюджетные средства, Герман Греф пообещал улучшить таможенное администрирование, в результате чего дополнительные доходы в федеральный бюджет, по его оценкам, могут составить $5 млрд ежегодно. Каким образом будет собрана такая сумма, министр не уточнил. Эксперты полагают, что будет продолжена работа по пресечению ввоза "серого" и "черного" импорта, объем которого сейчас оценивается в $10-15 млрд при общем объеме ежегодного импорта в $77 млрд.

Правда, ожидаемую МЭРТ прибыль они считают завышенной. Таких показателей можно достичь только с учетом роста цен на энергоносители и увеличения физического объема импорта. "Одно лишь администрирование - ограниченный ресурс для увеличения таможенных сборов",- считает Борис Фантаев.

Кроме модернизации таможни участников ВЭД ожидает еще и сокращение контролирующих структур на границе.

"Сейчас семь служб присутствуют на границе и друг друга толкают локтями, это приводит к созданию пробок на дороге",- напомнил Греф. По его словам, на линии контроля останутся всего две службы: таможенная и пограничная, а остальные пять будут привлекаться к контролю грузов, вызывающих подозрение. Греф пообещал, что в результате этих мер 95% грузов будут проходить таможню быстро и беспрепятственно, и только 5%- подвергаться углубленному таможенному досмотру пятью службами.

"Эффективность применения этой системы будет зависеть от того, на каком расстоянии от проверяющих постов расположится дополнительный контроль,- говорит ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.- Если далеко, то время прибытия санитаров или ветеринаров в пункт пропуска может занять от двух часов до нескольких дней". Так что участникам внешнеэкономической деятельности пока не стоит расслабляться.

РОСТЭК ОБУСТРОИТ ГРАНИЦУ

Герман Греф предложил возложить на ФГУП Ростэк ответственность за обустройство границы. В настоящее время, по его словам, пункты пропуска находятся на балансе разных ведомств. Например, за автомобильные пункты пропуска отвечает ФТС, за железнодорожные - ОАО РЖД, за морские и речные - Минтранс. Необходимо прекратить эту чересполосицу и ввести единого балансодержателя ,- заявил министр. Кроме того, он предложил вывести из коммерческой собственности пункты пропуска, необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности. Сейчас таких пунктов 13.

Коммерческие структуры сдают их в аренду таможне и, как считают чиновники, диктуют ей свои условия. Предложения Грефа предусматривают два варианта решения этой проблемы: либо построить рядом с этими зданиями новые пункты, которые будут принадлежать государству, либо выкупить пункты у коммерческих организаций.


Бизнес ; 08.12.2005