23.04.08

Условия диктует рынок

Состоялось первое в 2008 году заседание Общественно-консультативного совета по таможен- ной политике при ФТС России. В повестке дня значилось обсуждение проблем и перспектив развития института таможенных брокеров, а также проблемных вопросов таможенного офор- мления спортивных товаров.

Кроме того, Совет заслушал информацию о совместной работе ФТС России и делового сообщества по подготовке новой редакции федерального закона «О таможенном тарифе». Однако заинтересованный диалог сторон вышел за рамки повестки дня и коснулся актуальных вопросов – не только, к примеру, напряженной обстановки в пунктах пропуска на Северо-Западе, но и промышленной политики страны в целом.

По словам Андрея Бельянинова, таможня крайне озабочена ситуацией на Северо-Западе. «Количество автомобилей растет как на дрожжах, и ничто не дает оснований предполагать, что оно снизится, – сказал он. – Надо серьезно посмотреть на логистические схемы, иначе в октябре все встанет», – завершил глава ФТС свой неутешительный прогноз.

Обстановка в пунктах пропуска на Северо-Западе уже давно находится не столько или, по крайней мере, не только в компетенции таможенной службы, Правительство о ней тоже знает. Тем не менее, полагает Андрей Бельяни- нов, маловероятно, что до конца текущего года будет найдено комплексное решение проблемы. Глава Федеральной таможенной службы обратился к бизнес-сообществу с предложением высказывать даже «самые фантастические идеи», которые, не исключено, могут помочь «найти нестандартное решение в отчаянной ситуации».

По данным Торгово-промышлен- ной палаты РФ (ТПП), на долю Москвы приходится 40-45 процентов всего товаропотока страны, при том, что, по некоторым данным, 90 процентов всех потребляемых в стране товаров ввозится именно через столицу, и это тоже является одной из проблем, требующих разрешения. Несмотря на все увеличивающийся товаропоток и отсутствие должной инфраструктуры для полноценного контроля ввозимой в страну продукции, таможенные органы все-таки изыскивают новые решения для повышения уровня таможенного администрирования.

В этой связи важной представляется роль таможенных брокеров, оказывающих услуги участникам внешнеэкономической деятельности по таможенному оформлению товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Большинство импортеров, экспортеров и организаций на внешнем рынке пользуются услугами брокеров, особенно крупные российские и иностранные компании. По словам президента Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ) Игоря Орленко, все опасения, что институт таможенных брокеров на российском рынке не нужен, опровергнуты временем. «В условиях действия нового Таможенного кодекса таможенный брокер является законным представителем декларанта – участника ВЭД. Он совершает таможенные операции от имени и по поручению участника ВЭД, импортера, экспортера и других заинтересованных лиц».

Новые требования таможенного законодательства объективно привели к укрупнению таможенных брокеров и аккумулированию в их руках значительных организационных, финансовых, материально-технических, кадровых и информационно-технологических ресурсов. По словам И. Орленко, законопослушные таможенные брокеры производят декларирование товаров, как правило, промышленного сектора экономики, т.е. машин, оборудования, продукции промышленных производств, товаров для технического перевооружения производства. Вместе с тем добросовестные таможенные брокеры, по мнению НАТБ, вынужденно ограничивают свою деятельность и, по существу, не участвуют в декларировании наиболее налогооблагаемых товаров, таких, как мебель, офисная и бытовая техника, товары народного потребления, продукты питания и другие, поскольку эта сфера рынка услуг криминализована.

Именно этот сегмент рынка и его таможенно-тарифное регулирование, сказал глава НАТБ, требует особого внимания государственных органов и бизнес-сообщества. За так называемым оформлением «за печатью клиента» нередко стоят организованные группы и сообщества людей, организующих недостоверное декларирование, уклонение от уплаты и занижение таможенных платежей. Они создают специальные «фирмы-однодневки» фиктивных получателей товаров. Деятельность этих лиц непрозрачна и фактически неподконтрольна ни таможенным, ни налоговым органам России, она ведет к многомиллиардным убыткам государственной казны, неверию предпринимателей в справедливые условия для бизнеса и падению престижа государства в международной торговле.

В НАТБ считают, что практика борьбы с незаконным предпринимательством в сфере услуг в таможенном деле не приобрела системного и целенаправленного характера. По словам Игоря Орленко, прогрессивным шагом в борьбе с незаконным предпринимательством и «фирмами-однодневками» в таможенной сфере было бы внесение в таможенное законодательство нормы, в соответствии с которой таможенное оформление в России может производиться исключительно таможенными брокерами и штатными специалистами по таможенному оформлению участников ВЭД. Кроме того, необходимо определить более четкое толкование норм гражданского и таможенного законодательства о представителях в таможенном деле.

Однако в ФТС России не считают целесообразным поддержать инициативу таможенных брокеров по созданию и законодательному закреплению института специализированного таможенного брокера, так как в условиях либерализации экономики такую специализацию таможенный брокер вправе определить для себя сам, полностью осознавая наступление возможных негативных для себя последствий такого коммерческого риска. Также абсолютно все участники ВЭД, являющиеся реальными потребителями услуг таможенных брокеров, при выборе формы взаимодействия с тем или иным представителем («профессиональным» или «законным») должны иметь право самим определять, какой услугой им воспользоваться – профессиональной, но дорогой, либо иной, но с иной степенью финансового риска. Более того, в целях оптимизации своих расходов декларант имеет возможность иметь в своем штате профессиональных специалистов по таможенному оформлению и обеспечить ему возможность постоянного повышения квалификации.

В целом же, полагают в ФТС России, институт таможенных брокеров на сегодняшний день – одна из важнейших составляющих системы профессио- нального бизнеса в сфере таможенного дела. По словам и.о.заместителя начальника ГУФТДиТР Александра Никитина, по состоянию на 20 марта текущего года в Реестр таможенных брокеров (представителей) включено 414 таможенных брокеров, имеющих действующие Свидетельства о включении в указанный Реестр. Как заметил глава таможенной службы, у 110 из них имеются те или иные нарушения в сфере административного законодательства. Несмотря на это, сказал Андрей Бельянинов, в Реестр включили всех, дав, таким образом, всем одинаковые стартовые возможности. Однако в ФТС РФ намерены пристально оценивать деятельность каждого таможенного брокера, неисполнение единых для всех правил игры повлечет за собой исключение из Реестра.

Одновременно в Федеральной таможенной службе отмечают, что в наиболее легализованных сферах внешнеторгового оборота процент участия таможенного брокера максимален. Так, например, всем известно, что рынок импорта подакцизных товаров более 10 лет назад был взят государством под особый контроль и в настоящее время считается одним из самых легальных. И именно в данном секторе рынка, имеющем и «свою» специализированную таможню – Центральную акцизную – максимальный среди таможенных органов процент уплаченных таможенных платежей таможенными брокерами по оформленным таможней товарам (86 процентов) и оформленным ими таможенным декларациям (72,39 процента).

С точки зрения легальности рынок спортивных товаров весьма далек от таких показателей. По некоторым оценкам независимых экспертов, его легальность оценивается в 50 процентов, все остальное – это «серый» рынок. Потери несут все: государство недополучает таможенные сборы и налоги, потребителю зачастую достаются товары крайне низкого качества, а честные дистрибьюторы, оплачивающие все сборы и налоги, получают «ценовую войну» и изобилие дешевых подделок на рынках.

В этой связи президент Ассоциации предприятий спортивной индустрии (АПСИ) Вячеслав Старшинов предложил усилить борьбу с «серым» импортом. «Мы готовы делиться своими данными о сомнительных дистрибьюторах, помогать в аналитической работе, оказывать другую помощь сотрудникам ФТС России, – сказал он. – Считаю, что, используя возможности Общественно-консультативного совета, мы сможем выработать именно такой механизм совместных действий».

В свою очередь в ФТС России отмечают, что борьба с «серым» импортом спортивных товаров может проводиться как в рамках правоохранительной деятельности, так и в рамках применения дополнительных мер таможенного контроля к перемещаемым товарам непосредственно при их таможенном оформлении в целях борьбы с недостоверным декларированием сведений, в том числе по таможенной стоимости. По словам начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Андрея Болдырева, таможенные органы приветствуют готовность АПСИ в содействии борьбе с «серым» импортом и ждут детальной справочной информации по спортивным товарам, в первую очередь с точки зрения особенностей ценообразования.

По мнению Вячеслава Старшинова, важным очагом «обеления» спортивного рынка является взвешенная таможенно-тарифная политика на те товары, которые не производятся на российском рынке. Собственно, грамотная тарифная политика касается не только данного рынка, но экономики в целом, – сошлись во мнении участники Общественно-консультативного совета. Так, президент Союза производителей и импортеров Арас Агаларов уверен, что тарифы необходимо снижать, это диктует сам рынок, который ощущает такое понятие, как «порог». К сожалению, отметили участники дискуссии, Минэкономразвития до сих пор не обладает четким и детальным планом по снижению тарифов. Члены Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России единодушно решили отправить свое обращение в Минэкономразвития о разработке плана по снижению тарифов.

Журнал "Таможня" №8 апрель 2008г.