24.03.09

Успеть в срок

Вчера завершился пробег демонстрационного контейнерного поезда в рамках проекта «Транссиб за 7 суток». 14 марта 2009 года в 14.32 по московскому времени он стартовал со станции Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги с грузом электротехнического оборудования в количестве пятидесяти пяти 40-футовых контейнеров. 22 марта 2009- го в 4.30 поезд прибыл на станцию Москва-Товарная-Октябрьская.

Ускоренный контейнерный поезд, отправленный по новой, разработанной ОАО «РЖД» нитке графика, доставлен за 7 суток, как и было запланировано.

Контейнеры с электротехническим оборудованием, отправленные из порта Пусан (Корея) 10 марта 2009 года на теплоходе «Голден Мечант», уже 22 марта поступили на станцию назначения в Москве. За это время контейнеры прошли морской путь от Пусана до порта Восточный, переработку и таможенное оформление на терминале ВСК, погрузку, формирование и проследование на расстояние в 9361 км в контейнерном поезде со станции Находка-Восточная до станции Москва-Товарная-Октябрьская. Общее время доставки составило 12 суток, что в 3–4 раза быстрее транспортировки морским путем до портов Европы.

Как напомнили в самой компании «РЖД», данный демонстрационный пробег – это уже не первая пробная поездка контейнерного поезда по усовершенствованной схеме из приморского порта на Московский узел. В феврале 2009 года контейнерный поезд, оператором которого было ЗАО «Русская тройка», преодолел расстояние в 9244 км от Владивостока до подмосковной станции Перово за 6 суток 20 часов 30 минут.

Сокращение времени в пути было обеспечено за счет максимально совмещённой смены электровозов и локомотивных бригад, высокого уровня подготовки и технического обслуживания вагонов, увеличения маршрутной скорости.

Отметим, что на сегодняшний день наблюдается спад контейнерных перевозок – как в целом по России, так и по Транссибирской магистрали в частности: по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, перевалка груженых контейнеров в 2008 году снизилась на 17% по отношению к 2007-му, экспорт сократился на 57%, правда, подрос импорт – на 14,9%.

При этом, как известно, снизились и объемы контейнерных перевозок в мире, в том числе и на океанских линиях АТР – страны Европы. В итоге уже осенью прошлого года океанские перевозчики снизили цену на перевозку контейнерных грузов, что, по мнению участников рынка, резко снизило конкурентоспособность железнодорожных перевозчиков.

«Нам известно, что китайские, корейские и японские грузоотправители действительно изучают возможности ускорения доставки контейнеров в европейские страны по Транссибу, – прокомментировал ситуацию корреспонденту ИА «РЖД-Партнер.Ру» Борис Луков, советник генерального секретаря Координационного совета по транссибирским перевозкам. – При этом они указывают на сложность таможенных процедур, которые зачастую съедают главное преимущество транссибирских перевозок – короткие сроки доставки грузов к месту назначения. Здесь следует отметить один важный момент. Часто приходилось и до сих пор приходится слышать мнение, что все проблемы, возникающие при транссибирских перевозках (в том числе коммерческие и даже таможенные), решает рынок. Наши доводы о том, что доходы каждого участника транссибирских перевозок должны соответствовать его конкретному вкладу в осуществление этих перевозок, должного понимания у морских перевозчиков, портов да и некоторых операторских компаний пока не встречают. Примеры: судоходные компании, оперирующие на морском участке транссибирского маршрута, за доставку 40-футового контейнера c электронным оборудованием из порта Йокогама в порт Восточный берут $2100, а океанские судоходные компании требуют сейчас $1500-1700 за доставку этого же контейнера из портов Японии в порт Гамбург. Сравните: на российских железных дорогах в 2009 году с целью обеспечения конкурентоспособности транссибирских перевозок была сохранена специальная тарифная ставка прошлого года на перевозку 40-футового контейнера в составе транзитного контейнерного поезда – $ 900».

Напомним, на прошлой неделе морские перевозчики объявили о повышении ставок на перевозки морских контейнеров (в частности, о подобном увеличении стоимости с 1 апреля объявила компания Maersk).

В целом участники рынка, как правило, не считают действующие сроки доставки главной проблемой, ограничивающей количество грузов, перевозимых по Транссибирской магистрали. Так, среди проблем, возникающих при организации перевозок из стран АТР, называют бюрократическую волокиту, недостаточно активную маркетинговую политику. Большое количество нареканий вызывают сложности, возникающие при таможенном оформлении. «Сам транзитный путь занимает непродолжительное время, известно, что проблемы возникают из-за слишком долгого срока оформления в порту Восточный или очередей на пограничной станции Забайкальск», – заявил Константин Уваров, генеральный директор компании «Максилог». По его словам, при организации перевозок по Транссибирской магистрали компании неоднократно приходилось выслушивать жалобы от клиентов из-за сорванных сроков…

Увы, подобные тестовые маршруты не учитывают особенностей оформления таможенных документов или согласований перевозок, с которыми сталкиваются грузовладельцы, отправляющие свои товары обычными, недемонстрационными поездами.

РЖД-Партнер; 24.03.09