01.10.21

Усть-Луга забирает российский экспорт

Через три года "Новотранс" завершит строительство универсального торгового терминала LUGAPORT в порту Усть-Луга, который увеличит объем перевалки порта с нынешних 103 млн до 127 млн тонн в год. В интервью "Российской газете" президент и владелец холдинга Константин Гончаров рассказал о новом терминале на Балтике, интенсивном развитии бизнеса, крупных инвестпроектах и их влиянии на экономику страны.

Константин Анатольевич, один из знаковых проектов холдинга "Новотранс" - строительство терминала LUGAPORT в Ленинградской области. Какой экономический и социальный эффект он принесет?

Константин Гончаров: Сегодня "Новотранс" - единственный в России транспортный холдинг, ведущий строительство универсального морского экспортно-импортного терминала подобного масштаба. Его создание позволит нам внести существенный вклад в модернизацию отечественной инфраструктуры, снизить зависимость российского экспорта от портов прибалтийских стран. Мы сможем переориентировать на себя более 20 млн тонн грузов, которые сегодня наши экспортеры вынуждены переваливать в Прибалтике. По нашим подсчетам, это позволит сохранять в экономике России порядка 17,5 млрд рублей ежегодно. Плюс налоги. Терминал будет отчислять в бюджеты всех уровней свыше 2 млрд рублей ежегодно. В рамках проекта будет создано свыше 700 новых рабочих мест. Будем создавать специализированные учебные центры, строить необходимую социальную инфраструктуру. Также планируем реализовать ряд долгосрочных целевых проектов по развитию местных сообществ, благоустройству прилегающих территорий.

LUGAPORT ориентирован на перевалку генеральных, навалочных, зерновых и пищевых грузов. В каких пропорциях? Есть ли уже твердые договоренности об обеспечении грузовой базой?

Константин Гончаров: Мы создаем универсальный, многопрофильный терминал, на котором будет обеспечена очень высокая гибкость в работе с грузопотоком. Общий объем перевалки составит более 24,3 млн тонн в год. Из них порядка 16 млн тонн - мощность комплекса по перевалке навалочных и генеральных грузов и более 8 млн тонн - ежегодный грузооборот комплексов для зерновых и пищевых грузов. Большие глубины у причалов - 17,5 метра - позволят обрабатывать крупнотоннажные суда. На сегодня мы заключили уже целый ряд соглашений о намерениях с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, сырьевыми и металлургическими концернами, главами нескольких регионов. Уже сейчас мы можем говорить о гарантированной загрузке терминала более чем на 80%.

Мы сможем переориентировать на себя более 20 млн тонн грузов, которые сегодня наши экспортеры вынуждены переваливать в Прибалтике

На какой стадии сейчас проект?

Константин Гончаров: В прошлом году за рекордные 10 месяцев мы закончили создание искусственных земельных участков площадью 47 гектаров. В ноябре председатель правительства РФ Михаил Владимирович Мишустин дал старт строительству терминальных объектов. За это время проведена большая работа по планировке территории, строительству сопутствующей инфраструктуры, водовода, систем инженерных сооружений. Сейчас активно строим причальную стенку, административные сооружения, проводим дноуглубительные работы, закупаем оборудование. Темпы строительства объектов достаточно высоки, идем в графике. Рассчитываем, что пробную перевалку навалочных грузов на первом причале будем готовы провести уже во втором квартале следующего года. Считаю, что к 2025 году, когда проект будет полностью завершен, LUGAPORT станет одним из самых востребованных терминалов в России.

Насколько проект экологически безопасен?

Константин Гончаров: Проект успешно прошел государственную экологическую экспертизу. На терминале будут применены лучшие из доступных на данный момент "зеленых" технологий. Среди них - современные системы пылеподавления и защитные экраны, замкнутые циклы оборота воды, экологический мониторинг, высокотехнологичные очистные сооружения. Мы уже реализуем целый ряд мер, направленных на восполнение водных биоресурсов региона и охрану экосистем суши. Например, с начала строительства организовали выпуск в водоемы области более 113 тысяч особей пород рыб, внесенных в Красную книгу. Грядущей весной планируем выпустить еще свыше сотни тысяч мальков, начать высадку деревьев. Наши специалисты и независимые эксперты внимательно следят за тем, чтобы возведение объектов не оказывало негативного воздействия на экосистему.

Какие еще инвестпроекты холдинг сейчас реализует?

Константин Гончаров: В Ленинградской области мы строим Балтийский вагоноремонтный завод мощностью более 30 тыс. вагонов в год. Инвестиции в проект составят более 2,5 млрд рублей. Строительство планируем завершить в начале следующего года. В Кемеровской области мы открыли вторую очередь Кузбасского вагоноремонтного предприятия. Инвестиции в стройку превысили 1,1 млрд руб. Ежемесячная мощность предприятия теперь составляет более 2500 вагонов, это флагман вагоноремонтной отрасли страны.

Еще один наш новый масштабный проект - создание металлургического машиностроительного комплекса по производству цельнокатаных железнодорожных колес в Липецкой области. Его мощность составит 400 тыс. колес в год. Производство будет основано на концепции "Зеленое колесо". Мы будем использовать самые современные технологии в сфере промышленной экологии, благодаря чему будет обеспечено практически безотходное производство. В целом инвестиционный портфель "Новотранса" достигает сегодня 80 млрд рублей. В совокупности до конца 2024 года мы создадим более 4000 новых рабочих мест.

В декабре 2020 года вы заключили с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Как вы оцениваете этот новый для РФ механизм?

Константин Гончаров: Положительно. Для предпринимателя главное - стабильность на период реализации инвестпроекта, гарантии, что не будет изменений в худшую сторону. Новый механизм послужит нам поддержкой в строительстве терминала LUGAPORT, который имеет стратегическое значение для обеспечения транспортной безопасности страны.

Как поменялись стратегические задачи холдинга "Новотранс" под влиянием пандемии?

Константин Гончаров: Никак не изменились. Стратегия была выработана еще до пандемии, мы придерживаемся заданного графика и наращиваем темпы. Холдинг провел большую работу по диверсификации бизнеса, грузовой базы, расширению географии деятельности. Мы втрое нарастили погрузку металлургических и строительных грузов. Долю погрузки угля снизили до 52%. Это было правильное решение. Было снижение отгрузок угля, цены на него упали. В то время как цены на металлургическую продукцию росли.

Что касается ремонтного бизнеса, то мы значительно нарастили клиентский портфель. Наши заводы занимают 15% вагоноремонтного рынка России. Сейчас они вышли на исторический максимум, ремонтируя более 5,7 тыс. вагонов в месяц. После ввода в строй Балтийского вагоноремонтного завода доля холдинга "Новотранс" на рынке ремонта вагонов в стране составит 25%.

Агентство "Эксперт РА" недавно повысило рейтинг кредитоспособности "Новотранса" до уровня ruA+. Размещение облигаций холдинга было очень успешным. Планируете ли использовать этот инструмент и далее?

Константин Гончаров: Повышение рейтинга говорит о том, что цель по диверсификации бизнеса, к которой идет "Новотранс", выбрана правильно. Синергия операторского, вагоноремонтного бизнеса, а впоследствии и бизнеса по портовой перевалке грузов и изготовлению железнодорожных колес позволит нам завершить создание вертикально интегрированного холдинга. Что касается облигаций, то в 2019 году мы зарегистрировали программу по выпуску облигаций на сумму 50 млрд рублей, достаточно удачно разместили два выпуска на 11 млрд рублей. По мере необходимости и в случае удачной ценовой конъюнктуры будем использовать возможности фондового рынка.

Основная точка отгрузок "Новотранса" - Западно-Сибирская железная дорога. Планируете ли расширять географию?

Константин Гончаров: С 2019 года доля погрузки наших вагонов на Запсибе снизилась с 78% до 47%. При этом доля Московской, Юго-Восточной, Южно-Уральской дорог увеличилась с 3% до 36%. Это обусловлено, с одной стороны, выбором клиентов, которые заинтересованы в расширении нашего сервиса по портовым услугам. Мы активно работаем над обеспечением будущей грузовой базы терминала LUGAPORT, с другой стороны - возможностью оптимально решать вопрос сокращения порожнего пробега.

Вы возглавляете в РСПП комиссию по индустрии спорта. Что считаете основными достижениями на этом поприще?

Константин Гончаров: Главным итогом работы за полтора года стало включение мероприятий по поддержке корпоративного спорта, разработанных комиссией, в принятую правительством "Стратегию развития физической культуры и спорта до 2030 года". Считаю, что основная роль и нагрузка в развитии корпоративного спорта должна быть отдана крупному бизнесу. Здесь важны государственные меры поддержки и стимулирования работодателей. Тесно работаем во взаимодействии с минспорта для создания соответствующей нормативной базы.

Среди всех видов спорта вы предпочитаете хоккей. Какие навыки, важные для нападающего в хоккее, востребованы и в бизнесе?

Константин Гончаров: Наверное, целеустремленность, выносливость, достижение цели. Быстрее, выше, сильнее. Как в спорте, так и в бизнесе мы все стремимся к лучшим результатам, и в этом смысле, конечно, важна команда. Важно работать с другими для достижения общей победы. Как и в бизнесе, ты доверяешь людям, они доверяют тебе, и вместе вы двигаетесь к поставленной цели и добиваетесь результата.

Мы разговариваем в преддверии вашего юбилея - вы довольны всем, чего удалось достичь? Какие еще высоты остались неосвоенными?

Константин Гончаров: Подводя черту под определенным периодом жизни, могу сказать, что да, я доволен. Мы реализуем крупные проекты, создаем новые рабочие места. Сейчас наш коллектив превышает 3,5 тыс. человек, а вскоре будет более 7000. А если это умножить на 4 - по количеству людей в семье в среднем, то цифра огромная. Это большая ответственность. Что дальше? Для начала нужно реализовать те проекты, которые начаты. Ну и, конечно, пожелать себе и всем окружающим здоровья.

Российская газета