07.04.08

В.Драганов: «Таможня нуждается в новом законе»

В Госдуме РФ готовится объемный блок поправок в Таможенный кодекс, уже начал работу Экспертный совет по таможенно-тарифной политике.

Несмотря на то что действующий сейчас Таможенный кодекс готовился недавно - в Госдуме третьего созыва - как закон максимально прямого действия он вновь «оброс» инструкциями. Это само по себе является сигналом для внесения объемного блока поправок.

Среди готовящихся поправок хочу особо выделить повышение качества постаудита, реализацию принципа управления рисками, повышение качества таможенного администрирования и увеличение скорости таможенного оформления грузов.

Также хочу обратить внимание на IT-составляющую работы таможни. Сейчас ФТС и Федеральная налоговая служба могут обмениваться информацией через систему официальных запросов, что занимает массу времени. Мы предлагаем создать единую базу данных ФТС и ФНС и закрепить принципы ее действия в Таможенном и Налоговом кодексах.

Это позволит наладить работу института управления рисками: таможенники смогут уйти от тотального контроля над всеми участниками ВЭД, проводя проверки только тех компаний, которые действительно могут быть нарушителями.

Таможенные процедуры и режимы также, возможно, подвергнутся изменениям.

Будут оценены, с точки зрения практической необходимости, формы таможенного контроля конкретных таможенных процедур и режимов.

Эксперты работают и над снижением субъективизма при определении таможенной стоимости товаров. Мы рассчитываем, что выработаем системную дифференциацию ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров. Сейчас нет комфортных условий для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом, поэтому принцип «импорт производств» вместо «импорта товаров» почти не реализуется.

Недавние предложения Генпрокуратуры по борьбе с «серым» импортом могут привести к значительной монополизации рынка таможенного оформления, повышению его стоимости, «удлинению» очередей и, весьма вероятно, — к возрождению забытого института «черных» брокеров.

Основанием для приостановления деятельности брокеров может быть только уголовное или, с рядом оговорок, административное производство, а основанием для прекращения соответствующей деятельности — только судебное решение. При этом хочу напомнить, что в Думе уже есть поправки в ТК, инициированные ФТС, об ответственности таможенных брокеров за «ошибки в декларациях» всеми своими активами.

Хочу сказать, что пакет поправок в Таможенный кодекс и другие федеральные законы будет представлен депутатами Госдумы уже в ближайшие месяцы.

КМ-News; 07.04.08