В Беларуси действуют новые госстандарты логистической деятельности
С 1 января 2011 г. в Беларуси введены в действие новые государственные стандарты СТБ 2047-2010 "Логистическая деятельность. Термины и определения" и СТБ 2046-2010 "Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию".
Данные стандарты разработаны БелНИИТ "Транстехника" в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года.
Актуальной задачей в сфере логистики является формирование нормативной правовой базы. Новые стандарты призваны обеспечить взаимопонимание между всеми участниками логистической деятельности в Беларуси, способствовать применению современных технологий, снижению логистических затрат.
Термины и определения основных понятий в области логистической деятельности установлены в СТБ 2047-2010.
В процессе разработки терминов для стандарта проведены комплексные исследования терминологической системы логистики. Учитывая международный опыт, проделана серьезная работа по уточнению отдельных терминов логистики и формированию новых.
В первую очередь это касается общих понятий, таких как, логистика, которая является комплексом наук о способах и методах управления материальными, информационными, финансовыми и другими потоками с целью оптимизации товародвижения за счет рационального взаимодействия производственной, транспортной, банковской, таможенной, информационной и других подсистем экономики.
В СТБ 2047 дана терминология 36 основных элементов процесса логистической деятельности от консультирования по вопросам организации перевозок грузов (предоставление нормативной правовой и иной информации в области транспортно-логистической деятельности) до сбытовых/распределительных логистических услуг (комплекс операций по доставке товаров от производителей, поставщиков к потребителям).
Особое внимание в стандарте уделено понятию логистические центры - это имущественные комплексы, включающие специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенные для оказания комплекса логистических услуг в процессе движения материальных потоков от производителя к потребителю.
В зависимости от специфики оказываемых услуг логистические центры подразделяются на информационно-логистические, оптово-логистические, таможенно-логистические, транспортно-логистические и др.
В стандарте также установлена терминология контейнерных перевозок грузов, критерий эффективности функционирования логистических систем и др.
Алфавитные указатели терминов приведены на русском, белорусском, английском языках.
Требования к техническому оснащению транспортно-логистического центра и к оказанию транспортно-экспедиционных услуг установлены в СТБ 2046-2010.
Данный стандарт распространяется на проектируемые транспортно-логистические центры, а также на существующие грузовые терминалы, на базе которых создаются транспортно-логистические центры.
К основным характеристикам технического оснащения транспортно-логистических центров относятся наличие автоматизированных систем складского учета товарно-материальных ценностей, современных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортно-складских операций по переработке грузов, расположение на территории транспортно-логистического центра структурных подразделений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, охраняемая территория для парковки и отстоя автопоездов и др.
Дополнительные характеристики технического оснащения транспортно-логистического центра должны соответствовать минимальному значению. Например, общая площадь территории должна быть не менее 10 га, а общая площадь крытых складских помещений - не менее 5 000 кв. м.
Для того чтобы называться транспортно-логистическим центром, объект должен обеспечивать комплексность услуг, в соответствии с Законом Республики Беларусь "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 13 июня 2006 г. № 124-3.
В стандарте приведена формула, по которой вычисляется коэффициент комплексности оказываемых услуг. Минимальное значение которого - 0,6.
Данные требования направлены на повышение уровня технического оснащения транспортно-логистических центров, эффективности их функционирования и качества оказания транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь.
Новые стандарты уже нашли свое применение при строительстве транспортно-логистических центров СООО "БелВингесЛогистик" (поселок Раков Воложинского района), ИООО "Прилесье" (пересечение автомагистралей Минск-Могилев и Москва-Париж) и др.
Развитие нормативной базы в области логистической деятельности будет продолжено. В июле 2011 г. вводится в действие СТБ 2133-2010 "Классификация складской структуры".
Trans-Port.com