29.01.09

В чей карман залезает ФТС?

Российские участники внешнеэкономической деятельности в недоумении: с первых дней наступившего года Федеральная таможенная служба (ФТС) приступила к активному реформированию отрасли: таможенники выносят пункты оформления грузов на приграничные территории, вводят новые правила для брокеров, ограничивая список поручителей, пытаются навязать банкам выбор хозяйствующих субъектов, обеспечивающих информационное и технологическое взаимодействие при уплате таможенных платежей... При этом руководство ФТС, кажется, самостоятельно наделило себя правом законотворчества.

В том виде, в котором Федеральная таможенная служба функционирует сегодня, она создавалась более 10 лет назад и с тех пор отрасль практически не реформировалась: еще несколько лет назад власть пыталась привести регламентирующие деятельность ФТС нормативные акты в соответствие с меняющейся экономической и политической ситуацией в стране, но все эти попытки остались лишь на бумаге - система, по которой работает ФТС, безнадежно устарела и продолжает деградировать, что делает внешнеэкономическую деятельность в России неэффективной, высокозатратной и просто неудобной.

За последние 2-3 года не было принято практически ни одного законопроекта, который бы регламентировал для ФТС общие правила работы, устанавливал бы единый для всех участников ВЭД порядок прохождения таможни. На сегодняшний день практически каждая компания, сотрудничающая с таможней, имеет свой собственный режим работы. И, что самое интересное, в ФТС нет ни единого нормативного акта, который бы четко говорил, каким условиям должна удовлетворять компания, чтобы работать по той или иной схеме.

Взять, к примеру, систему таможенных платежей: до 2000 года все они совершались через банки. Но после того, как функции получателя денег были напрямую переданы казначейству, а обязанность вести счета - таможне, в этом секторе работы началась неразбериха: деньги часто пропадали, использовались по нескольку раз, долго шли до адресата, да и просто лишняя работа со счетами и бумагами не облегчала деятельность ни таможенников, ни участников ВЭД. Тогда возникла идея введения в работу некой банковской карты, которая бы переводила деньги в федеральный бюджет сразу и без лишних бумаг. Такая система была создана - сегодня она объединяет 103 банка и порядка 30 процентов таможенных платежей платится с помощью банковских карт именно этой системы.

Еще один важный вопрос - получение брокерами лицензии на свою деятельность. Для получения такой лицензии необходимо внести депозит в размере 50 млн рублей. Это гигантская сумма для любого участника ВЭД, осуществляющего деятельность в области таможенного оформления. Если все существующие на сегодня брокеры найдут такие денежные средства, то из оборота государства в целом будет выведено и повиснет мертвым грузом почти 26 млрд рублей, что в условиях кризиса и общего обесценивания рубля просто преступление. До недавнего времени, чтобы избежать вывода таких денег из оборота и продолжать свою деятельность, компании зачастую предоставляли либо банковские гарантии (получение которых тоже непростое дело, особенно опять-таки в условиях кризиса!), либо поручительства третьих лиц. Такими поручителями могли выступать лишь несколько компаний: Национальная ассоциация таможенных брокеров, Фонд социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы (Фонд С. В. Т. С.), ООО "Таможенная карта" и ФГУП "Ростэк". Теперь же на рынке останется лишь ФГУП. Так решила ФТС. Но вот вопрос - кто дал ФТС право решать? Таможенная служба не законодательный, а исполнительный орган, и если ее руководство считает какой-то инструмент неблагонадежным и малоэффективным, то в первую очередь это решение нужно аргументировать! Но у ФТС нет результатов проведенных исследований, нет соответствующих критериев выбора: почему кто-то достоин, а кто-то нет - таможня даже никак не объясняет свое решение о выборе именно ФГУП "Ростэк", говорит, действиями ее руководит исключительно стремление облегчить жизнь участникам ВЭД. Но это на словах, а на практике выходит, что руководство таможенной службы просто не понимает ситуацию в стране. Инициативы ФТС ведут к тому, что немалая часть брокеров уходит в тень и государство лишается статистики и возможности на них влиять. Те же, кто остается на рынке, сталкиваются с дополнительными проблемами, как, например, оформление дополнительной банковской гарантии и поиск средств или имущества на обеспечение этой гарантии. Получается, что при ближайшем рассмотрении начинания ФТС оказываются совершенно непродуманными и их реализация может иметь негативные последствия для всех российских участников внешнеэкономической деятельности... Тем более что здесь налицо нарушение антимонопольного законодательства.

ФАС уже заинтересовалась "законотворческой" деятельностью ФТС. В какой-то момент таможенники решили, что теперь именно они будут выбирать те или иные компании, которые будут хозяйствующими субъектами на рынке. Рядом своих внутренних приказов ФТС наделила себя полномочиями единолично назначать координатора эмиссии таможенных карт.

Получается, что таможенники просто в какой-то момент решили, что старый оператор платежной системы их не устраивает. Свой выбор ФТС опять никак не аргументировала. Просто самостоятельно заменила координатора, который был выбран банками. На каком основании и чем именно их не устраивал старый, выбранный банками оператор - опять непонятно!

ФАС усмотрела в действиях ФТС признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции". Кроме того, ФАС отметила, что действия ФТС России создают необоснованные препятствия в деятельности ООО "Таможенная карта" - старого оператора платежной системы.

Но как бы то ни было, банковская карта, институт поручительства за деятельность таможенных брокеров - всего лишь инструменты, которые могут упростить жизнь участников ВЭД. И именно этого: упрощения работы, ускорения оформления, условий для уменьшения косвенных расходов, борьбы с коррупцией и, в конце концов, четких правил игры ждут от ФТС участники ВЭД.

Буквально на днях на заседании президиума правительства, комментируя поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие введение уголовной ответственности за нарушения в сфере антимонопольного законодательства, премьер-министр Владимир Путин отметил, что наказание должно стать неотвратимым для всех тех, кто использует запрещенные методы и кто фактически "залезает в карман потребителей". А в чей карман залезает ФТС?

Ведь от неоправданных действий ФТС страдают в первую очередь именно потребители - все дополнительные затраты, которые по новым инициативам таможенников будут нести участники ВЭД, в конечном итоге лягут именно на плечи покупателей.

* * *

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Владимир Игнатьев,Президент Региональной ассоциации таможенных брокеров "Северо-Запад" В последнее время в действиях ФТС все больше слабо продуманных моментов. Ситуация с удалением с рынка "Таможенной карты" вообще напоминает ситуацию административного выдавливания! По законам рынка аналог чего-то уже существующего на рынке может занять свою нишу только тогда, когда он предлагает что-то новое. В случае с "Таможенной картой" ничего нового нам не предлагают. У меня на столе лежат письма от банков, которые недовольны сложившейся ситуацией и не поддерживают ФТС, многие из них привыкли работать по электронным платежам - эта система имеет массу своих плюсов, она знакома всем.

В последнее время государство все чаще заявляет о поддержке малого и среднего бизнеса, а получается, что чиновники на местах препятствуют этому. То, что сейчас делает ФТС, убирая всех поручителей, кроме "Ростэка", - в первую очередь по малому и среднему бизнесу. Это вообще иначе как халатность назвать нельзя: новому таможенному законодательству уже 5 лет, а система поручительства там до сих пор не проработана. Таможне государство дало право на администрирование - значит, нужно разработать четкий механизм и бизнес скажет им спасибо.

Светлана Антонова, независимый юрисконсульт, член Московской коллегии адвокатов:

Действия Федеральной таможенной службы вызывают у меня сильные сомнения. Не совсем ясно, в чем заключается их смысл и чем эти действия будут полезны нашему государству и участникам ВЭД.

Сегодня ФТС в первую очередь следует установить общий порядок, определить критерии градации фирм, проходящих через таможню, и наладить поток. С тем, что реформировать отрасль таможенного администрирования нужно уже давно, поспорить сложно, но делать это нужно с умом и в соответствии с действующим законодательством. Необходимость любого нововведения в закон должна быть аргументированна, все это должно быть продуманно, просчитано и иметь пути к реализации, а не умирать на этапе идеи?- только в этом случае можно будет навести порядок, а не запутаться еще больше. Нынешние действия ФТС, увы, во-первых, мало отвечают этим требованиям, а во-вторых, похоже, просто идут мимо действующего законодательства. Но не нужно забывать, что общее руководство таможенным делом все-таки осуществляет правительство Российской Федерации, а ФТС должна только обеспечивать непосредственную реализацию и применение таможенного законодательства на территории Российской Федерации.

Известия (Москва) 29.01.09