30.11.06

В этом году за нарушения таможенного законодательства Северной дороге предъявлено 94 иска на общую сумму 669 тыс. руб.

Железнодорожники убеждены, что причиной исков является недоработанное законодательство.

Магистраль в законном порядке обжалует претензии. В настоящее время из постановлений о привлечении к административной ответственности, предъявленных Северной железной дороге в этом году, на обжаловании находятся 28 дел на сумму штрафов 225 тыс. руб.

Как заявил на дорожном семинаре в Ярославле, посвященном первым итогам работы отдела по таможенно-брокерской деятельности (ТБД) СЖД, начальник этого отдела Андрей Левашов, зачастую железнодорожники вынужденно становятся нарушителями Таможенный кодекс недоработан в части железнодорожных перевозок.

Чаще всего СЖД приходится отвечать за четыре вида нарушений. Заводятся дела по утрате или повреждению таможенной пломбы, нарушениям сроков внутреннего таможенного транзита, нарушениям правил содержания зон таможенного контроля. Самое серьезное правонарушение недоставка груза либо передача-выдача его без соответствующих разрешений таможенных органов. И по этой статье мы пока не проиграли ни одного дела , рассказал Гудку специалист отдела ТБД Андрей Ольнев, курирующий вопросы обжалования исков.

Дела по утрате таможенных пломб, как правило, являются заведомо проигрышными. Считается, что, утратив пломбу, железнодорожники не проявили той степени осмотрительности и заботливости, которая была необходима для ее сохранения. Между тем пломбы часто просто не выдерживают динамических нагрузок при маневровых работах. Остается только устанавливать факт утраты пломбы, а также время и место, где это произошло, с тем чтобы отнести штраф на чью-либо ответственность , отметил Андрей Левашов.

По оценкам специалистов отдела ТБД, сейчас наблюдается резкое увеличение количества нарушений таможенного законодательства, но, по словам Андрея Левашова, причиной этого стали субъективные факторы. Так, в последнее время таможенные органы усилили контроль за соблюдением кодекса и ужесточили критерии оценки нарушения. Теперь не остаются незамеченными даже мелкие упущения. Впрочем, если законодательство несовершенно, то принципиально это ничего не меняет: мы по-прежнему будем выплачивать штрафы за то, в чем не виноваты , подчеркнул Андрей Левашов.

В этом году на дорогу наложено в шесть раз больше штрафов, чем в прошлом, тем не менее за счет работы по обжалованию суммы, уплаченные дорогой, снизились вдвое. К примеру, в целом за прошлый год по нарушениям на дороге было заведено 33 дела, были наложены штрафные санкции в размере 202,6 тыс. руб. Из этой суммы штрафы в размере 41,5 тыс. руб. в результате расследования были отнесены к вине других дорог. Всего в прошлом году было обжаловано и прекращено четыре дела. В этом году уже 31 дело прекращено после обжалования.

Ранее работа по защите интересов СЖД велась службой грузовой и коммерческой работы. Когда эти функции взял на себя отдел ТБД, работа по обжалованию была поставлена на широкую ногу. Опыт, накопленный грузовой службой в сфере обжалований, несомненно, очень нам помог. Но каждый должен заниматься своим делом, иначе мы не сможем избежать формализма: будем только устанавливать вину какого-либо отделения и относить на его счет убытки , считает Андрей Левашов.

Теперь, по словам Андрея Ольнева, постановления, которые выносятся таможней, уже не принимаются безоговорочно. Правда, обжаловать все постановления смысла нет. Если сумма штрафа не превышает 5 тыс. руб. и вина перевозчика установлена, вести тяжбы просто не имеет смысла , отметил Андрей Ольнев.

Любовь СОЛОВЬЕВА Ярославль

Елена Черкасская, главный специалист Управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО РЖД :

В 2006 году таможенными органами существенно ужесточены требования по соблюдению законодательства в области таможенного дела. При малейшем сомнении таможенными органами возбуждаются дела о нарушениях таможенных правил, и вопреки презумпции перевозчик вынужден зачастую доказывать свою невиновность. Причем таможенные органы возбуждают дела и в тех случаях, когда выполняется основная задача таможенного законодательства соблюдение экономических интересов государства и действия перевозчика не наносят экономического ущерба.

Количество возбуждаемых таможенными органами дел в отношении ОАО РЖД резко возросло, в то время как соразмерность наказания во многих случаях, когда они действительно имеют место, несоразмерна вине перевозчика. Например, за недоставку части груза, вне зависимости от стоимости утраченного, перевозчик обязан уплатить штраф от 300 до 500 тыс. руб., и даже в случаях признания невиновности в утрате груза ОАО РЖД несет убытки, оплачивая таможенные платежи за утраченную часть груза.

При перевозках в международном сообщении таможенные органы не предъявляют претензии к грузоотправителю, грузополучателю, а возбуждают дела в отношении перевозчика. Перевозчик, таким образом, является заложником несовершенства существующего таможенного законодательства. Несоответствие таможенного и транспортного законодательства особенно ярко проявляется в том, что все правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также СМГС предусматривают прием-передачу грузов в запломбированных транспортных средствах. Это означает, что ответственность за сведения о товарах несет отправитель. В то же время таможенные органы в случаях обнаружения несоответствия сведений в перевозочных документах фактически погруженным грузам предъявляют претензии к перевозчику. Но для того, чтобы перевозчик отвечал за эти сведения, он должен принять не груз в запломбированном транспортном средстве, а товар, как это происходит при приеме его, например, на складе. Проблемой для железнодорожного перевозчика является соблюдение срока доставки товаров, который в большинстве случаев устанавливается таможенными органами без учета возможностей перевозчика технологические операции по сортировке вагонов, контейнеров в пути следования, простой под накоплением, на станциях назначения время на доставку документов в таможню и другое.

Нарушения режима зон таможенного контроля возникают в силу естественных причин недостаточного путевого развития станций для выполнения маневровых работ, что не исключает помещения в зоны вагонов внутреннего сообщения и наоборот вагоны с грузами, находящиеся под таможенным контролем, временно выводятся из зон.

Гудок gudok.ru 30.11.06