22.01.07

В Европу стали пускать необразованных

О подготовке водителей и менеджеров для международных перевозок Гудку рассказала руководитель департамента управления Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Татьяна Минаева.

Татьяна Павловна, как в России осуществляется подготовка водителей, задействованных на международных автомобильных перевозках?

В Европе в 2003 году вышла директива, которая обязывает водителей проходить курсы квалификационной подготовки независимо от наличия у них лицензии на право управления грузовым автомобилем. Водители обязаны сдавать квалификационный экзамен на сертификат профессиональной компетентности.

В России пока такого требования нет. У нас наличие водительских прав соответствующей категории дает карт-бланш на осуществление перевозок обязательная подготовка не требуется.

Но, с другой стороны, многие руководители предприятий понимают, что они вручают водителю груз, по цене равный стоимости двух квартир в Москве. Поэтому возникает необходимость обучения водителей. АСМАП в своих учебных центрах организует курсы, где с водителями проводят занятия грамотные специалисты-практики. По итогам занятий водители сдают экзамены. У нас достаточно жесткие критерии: для успешной сдачи экзамена водитель должен правильно ответить не менее чем на 75% вопросов. Только после этого он получит свидетельство об окончании курсов.

По каким темам проводятся занятия на этих курсах?

На этих курсах преподают основы правовых норм в сфере международных перевозок. Рассказывают водителю, под действие каких нормативно-правовых документов он (как представитель компании-перевозчика) попадает как на территории России, так и в странах ЕС. Также в программу входит изучение технических стандартов и особенностей эксплуатации транспортных средств, паспортно-визовое оформление, условия пересечения границы, пограничных переходов. Особое внимание уделяется таможенным вопросам, потому что много проблем возникает именно в этой сфере. Кроме того, водителей информируют о мерах государственного контроля за международными перевозками как на территории России, так и за рубежом.

Как обстоят дела с водительскими кадрами в сфере международных перевозок, насколько высок их дефицит?

Дефицит водительских кадров наблюдается не только в России, но и во всем мире. Эта работа очень тяжелая, требующая достаточно продолжительного отрыва от семьи. Нагрузки на водителей очень высоки, особенно с учетом специфики прохождения пограничных переходов в ряде стран. Кроме того, автопредприятия у нас не процветают и соответственно не могут предложить водителям достойную компенсацию. В России разработана стратегия развития транспорта до 2020 года. В связи с этим поставлена задача довести долю российских перевозчиков на рынке до 50%. Если наши государственные органы не будут создавать необходимые условия прохождения маршрута по территории России для своих перевозчиков, тогда эту нишу займут иностранные перевозчики. Для работы на международных маршрутах нужно обладать также обширными знаниями. Раньше водителя выпускали на линию только спустя полгода стажировки в паре с опытным коллегой. Кроме того, его заставляли учить язык, овладевать навыками общения с клиентами. Сейчас такой системы нет, и водители, отправляясь в зарубежные рейсы, вынуждены постигать специфику международных перевозок на практике.

Как ведется подготовка менеджеров по международным перевозкам в системе АСМАП?

Первые учебно-консультационные центры АСМАП были созданы в результате успешной реализации проекта ТАСIS по подготовке преподавателей для транспортного сектора России. Они начали функционировать в стратегически важных с точки зрения развития международной торговли регионах России Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Саратове, Омске и Хабаровске. К 2003 году открылись еще 6 центров в Калининграде, Екатеринбурге, Краснодаре, Улан-Удэ, Набережных Челнах, Ростове. Сейчас их работает 14.

Во всех центрах ведется подготовка менеджеров по программе курса на получение удостоверения, подтверждающего профессиональную компетентность (аналогично сертификату профессиональной пригодности в странах ЕС). Программы квалификационной подготовки разрабатывались в соответствии с российским и мировым опытом подготовки автоперевозчиков и утверждались Министерством транспорта России. Для получения удостоверения профессиональной компетентности российские автоперевозчики так же, как и перевозчики стран ЕС, сдают квалификационный экзамен, инструкция по проведению которого утверждена соответствующим приказом Минтранса России. За время существования учебных центров свыше 65 500 международных автоперевозчиков получили возможность повысить уровень профессиональной компетентности.

В ноябре были подписаны соглашения о взаимном признании сертификатов профессиональной компетентности специалистов международных автоперевозок и гармонизации стандартов их профессиональной подготовки на территории государств участников СНГ. Расскажите, пожалуйста, какое значение они имеют для отрасли международных перевозок.

Эти соглашения предусматривают гармонизацию стандартов подготовки менеджеров в области международных автоперевозок. В Европе действует директива 98/76/ЕС о гармонизации стандартов профессиональной компетентности перевозчиков. В соответствии с ней осуществляется допуск к профессии. Европейцы начали политику по ужесточению допуска к профессии с 70-х годов. В странах СНГ же на уровне правительства такой директивы не было. Подобный документ действует только в России. Это постановление правительства 730 о допуске к осуществлению международных автоперевозок. Ранее у нас еще был закон о лицензировании, в соответствии с которым все автопредприятия должны были направлять специалистов для прохождения квалификационных курсов и сдачи экзаменов для получения удостоверения квалификационной подготовки. Однако все это было отменено.

Отсутствие допуска к рынку перевозок на государственном уровне в большинстве стран СНГ не способствовало росту компетентности перевозчиков Содружества. В результате могла сложиться ситуация, когда в странах ЕС могли сказать, что перевозчики СНГ не соответствуют критериям допуска по профессиональной компетентности. АСМАП предложила единую программу стандартов компетентности перевозчиков, которая была принята за основу соглашений. Эта программа разработана в соответствии с самыми жесткими критериями, гармонизированными с европейскими директивами. Это поможет повысить качественный уровень подготовки перевозчиков стран СНГ и, следовательно, их конкурентоспособность. Примечательно, что соглашения были подписаны на уровне премьер-министров. Таким образом, мы продемонстрировали, что в наших странах проблемой подготовки международных перевозчиков занимаются на самом высоком уровне.

Гудок 22.01.2007