В ФТС России обсудили внедрение логистической блокчейн-платформы TradeLens в России
23 сентября 2019 года первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов провел встречу с представителями компании Maersk, в ходе которой обсуждались вопросы реализации в России проекта международных транзитных контейнерных перевозок с использованием цифровой платформы TradeLens.
TradeLens – блокчейн-платформа, которая позволяет в режиме онлайн отслеживать перемещения грузов, а также обеспечивает электронное взаимодействие всех участников цепи поставок. Это совместная разработка Maersk и IBM, которая применяется в 20 странах мира. В России пилотный проект по внедрению платформы реализуется на базе морского порта Большой порт Санкт-Петербург.
Работу платформы участникам встречи продемонстрировал коммерческий директор TradeLens Николас Бухманн (Nicolas Buhmann). Он отметил, что при перевозке одного контейнера задействуется более 30 различных структур, совершается свыше 200 операций по обмену информацией. TradeLens аккумулирует информацию обо всех этих операциях и позволяет отследить перемещение контейнера на каждом этапе. Налаживание информационного обмена с таможенными органами позволило бы, по мнению TradeLens, дополнить цепочку сведениями об этапах таможенного оформления – внести в систему отметки «груз в порту», «груз выпущен» и другие.
Руслан Давыдов отметил, что на данном этапе платформа адаптирована под нужды логистических и транспортных компаний, и позволяет в целом ускорить операции по перемещению грузов. Однако при таможенном контроле используется информация о конкретных параметрах товара – стоимости, классификации и других. Эти данные составляют коммерческую тайну и не могут быть по закону переданы третьим лицам.
Руслан Давыдов: «Таможенные органы обязаны контролировать фискальные и нефискальные параметры груза. Загруженные в систему сведения должны быть аутентичны, а их передача безопасна. Также необходимо, чтобы участники согласились на обмен такими сведениями с другими пользователями платформы. В системе данные доступны всем и нет механизма распределения доступа, например, среди государственных органов в соответствии с возложенными на них контрольными функциями, как это реализовано в КПС «Портал «Морской порт». Эти и другие вопросы требуют проработки».
Стороны приняли решение о необходимости дальнейшего взаимодействия ФТС России и Maersk по вопросам развития информационного обмена, предварительного информирования о морских перевозках, в том числе в сфере международного транзита грузов.
Пресс-служба ФТС