11.04.12

В коридорах Шелкового пути

Развитие масштабного в истории России логистического проекта, соединяющего Восточную Азию с Западной Европой, презентовали на заводе им.Горького.

Свияжск как перспективный проект Владимира Путина

На минувшей неделе на базе ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» прошла двухдневная Международная научно-практическая конференция «Логистическая интеграция российских регионов: институциональные инновации». Ее участниками стали президент ЕвроАзиатской логистической ассоциации Николай Титюхин, профессор МГУ им.М.В.Ломоносова Кайсын Хубиев и первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Инсаф Хайруллин.

Начиная презентацию той самой неотъемлемой части транспортного коридора «Балтика-Западный Китай», называемого не иначе как новый «Великий шелковый путь», замминистра воспользовался цитатой российского премьера Владимира Путина: «Начнем заниматься и такими перспективными проектами, как формирование международных транспортных коридоров, в том числе от Балтики через Поволжье до границы с Казахстаном, создавать систему обслуживания таких континентальных маршрутов, привлекать на них российских и зарубежных перевозчиков. Один из стартовых проектов – строительство крупного логистического центра в районе Свияжска в Татарстане. Кстати говоря, этот проект включен в федеральную целевую программу транспортной системы России». Эти слова ныне избранный президент произнес в сентябре 2010 года на конференции партии «Единая Россия» по стратегии развитии Приволжского федерального округа.

Речь идет о создании Свияжского мультимодального логистического центра, который перспективе, способен стать ядром транспортно-логистической системы перевозки грузов в Поволжском регионе, а вступлением России в ВТО - крупным международным транспортным узлом. В частности, Инсаф Хайруллин назвал в качестве целей проекта рост грузооборота, получение доходов от транспортной и сервисной деятельности логистических организаций и соответствующих подразделений ритейлеров, интеграция системы международных и межрегиональных потоков, а также расширение торгово-транспортных связей России.

Огромный опыт, мировые имена и гектары многофункциональности

Первые работы по созданию центра начались еще в 2007-2008 годах, когда была проведена проектно-изыскательская деятельность в части обоснования инвестиций в строительство центра. В августе 2008 года было выдано положительное заключение экспертизы на обоснование инвестиций. Через год появилось положительное заключение экспертизы на проектирование объектов. 2010 год стал годом начала строительства Свияжского мультимодального логистического центра. Общая площадь строительства определена в 193 гектара, зона перспективного развития – 1,3 тыс. га.

При создании генерального плана центра были привлечены две немецкие компании – Sellhorn ingenieurgesellschaft mbH и Hamburg Port Consulting, характеристикой к которым звучало: «огромный опыт и мировые имена». Стоимость проекта, согласно данным регионального министерства, составляет 18,3 млрд. рублей, в том числе бюджет России – 5,9 млрд. рублей, бюджет Татарстана 2,5 млрд. рублей и внебюджетные 9,9 млрд. рублей. Срок реализации проекта определен 2009-2015 годами, первая очередь центра – 2013 год, вторая – 2015-й.

В состав центра, по словам замминистра, войдут железнодорожно-автомобильный терминал со складами и контейнерными площадками; речной порт с водно-автомобильным терминалом, складами, площадками для контейнеров и генеральных грузов; административные и служебные здания, подъездные железнодорожные пути и автомобильные дороги. Кроме того, в его составе: погрузочно-разгрузочные площадки, инженерно-технические коммуникации и объекты сервиса - автомобильная стоянка, СТО, АЗС, гостиничный комплекс, медицинский пункт, кафе, магазины, центр связи. А также таможенный терминал. Как прокомментировал Инсаф Хайруллин, центр должен стать самодостаточным инфраструктурным объектом.

Россия берет на себя ключевые объекты, Татарстан – коммуникации

На первом этапе бюджет, выделенный на федеральном уровне, финансирует строительство дороги от трассы М7 до логистического центра, восстановление первого пути на станции Юдино, строительство пяти путей на станции Свияжск, подъездной путь от Свияжска до центра, портовую автомобильную дорогу к причалу и внутриплощадочные железнодорожные пути. Бюджет республики обеспечивает инженерные коммуникации, путепроводы, очистные сооружения и газопроводы.

За истекший период территории будущего центра начата работа по резервированию земельного участка для перспективного развития логистического центра, завершено проектирование федеральных и республиканских объектов, получено разрешение на их строительство, генеральным подрядчиком выбрано ООО «ПСО Казань». Работы, выполненные подрядчиком за счет бюджета РФ, составили 2816 млн. рублей, за счет республики – 861 млн. рублей.

Начиная с 2013 года, федеральные средства будут идти на создание противорадиационного укрытия с коэффициентом защиты 200 на 1,2 тыс. человек. Татарстан направит свои деньги на внутриплощадочные магистральные и инженерные сети, внутренние автодороги, очистные сооружения ливневых стоков и подготовку территории строительной площадки. В текущем году финансирование центра определено в объеме 2404,6 млн. рублей, в том числе 2104 млн. рублей.

Каждому инвестору по территории ответственности

В качестве частных инвесторов на объект привлечены ЗАО «ФК «Дорстройинвест» (портовая зона, железнодорожные весы с весовой, административно-бытовой и почтовый корпуса, складские зоны – прим.авт.) – инвестиции 3646,8 млн. рублей, ОАО «Татфлот» (портовая зона, открытый склад для контейнеров, генеральных и навалочных грузов – прим.авт.) – 1953 млн. рублей.

Третий инвестор – ООО «КЕН» – берет на себя сервисный и торговый центры, АЗС для грузовых и легковых автомобилей, технического транспорта, станцию техобслуживания, мойку, столовую, гараж, стоянки и противорадиационное укрытие. Сумма инвестиций – 2246,9 млн. рублей.

В качестве «якорного» инвестора презентовано ОАО «Совфрахт» – компания выделяет 2062,7 млн. рублей на контейнерную зону, железнодорожный погрузочно-разгрузочный комплекс, площадку перегрузки контейнеров, открытый склад груженых и пустых контейнеров, контейнерный сервисный центр и подъездной ж/д путь.

Китайцы нам помогут нарастить обороты

К 2014 году перед Свияжским мультимодальным логистическим центром стоит задача достичь грузооборота в 14,7 млн. тонн: 2 млн. тонн – железнодорожный, 7,3 млн. – автомобильный, 5,5 – водный. К 2030 году эти показатели по оценкам должны вырасти в два раза – до 29,1 млн. тонн, из них 6,6 млн. тонн – железнодорожный, 12 млн. – автомобильный, 10,5 млн. – водный грузооборот. Как заметил Инсаф Хайруллин, «китайцы сегодня дают больше и если коридор заработает, то обозначенные цифры будут расти».

По мнению Николая Титюхина, Татарстану нужно очень торопиться и максимально запускать сданные в эксплуатацию объекты. В 2012, рассказал спикер, Волга открывается для международного туризма как «открытая вода». На российских реках, заметил Титюхин, можно воссоздать аналог логистического водного кольца Европы.

В России, прокомментировал спикер, собственными логистическими центрами могут похвастаться Москва и Санкт-Петербург, но между ними нет единой связи. Татарстанскому объекту Николай Титюхин прочит звание системообразующего мультимодального комплекса.

Вовремя:ру