13.06.06

В ногу со временем

Приказом ГТК России в июне 1993 года было образовано Поволжское таможенное управление, в состав которого вошли 10 таможен: Кировская, Марийская, Мордовская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Тольяттинская, Ульяновская, Чувашская.

После образования в 2000 году федеральных округов в состав уже Приволжского таможенного управления (ПТУ) были включены Оренбургская, Орская, Пермская, Удмуртская, Башкортостанская, Татарстанская таможни. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан в регионе деятельности ПТУ выросла с 550 до 2400 километров.

Сегодня территория региона деятельности ПТУ полностью совпадает с территорией Приволжского федерального округа (ПФО), занимающего площадь более миллиона квадратных километров с населением более 32 миллионов человек. В систему таможенных органов региона входят 16 таможен, Приволжская оперативная таможня, 78 таможенных постов, Приволжский тыловой таможенный пост. Штатная численность таможенных органов региона составляет 5,8 тысяч единиц. Более 80 процентов должностных лиц имеют высшее образование, около 35 процентов из них - юридическое и экономическое.

Регион характеризуется развитым промышленным производством. По итогам 2005 года промышленная продукция, произведенная предприятиями ПФО, составила почти четверть от общего объема промышленного производства в РФ - это самый высокий показатель среди всех федеральных округов. В структуре промышленности первенствуют машиностроение, топливно-энергетический и нефтехимический комплексы. Достаточно сказать, что практически все основные производители российских автомобилей находятся в ПФО: ОАО АВТОВАЗ , ОАО ГАЗ , ОАО КАМАЗ , ОАО УАЗ и другие. Существенную долю в объемах промышленного производства ПФО составляет также продукция химической и легкой отраслей промышленности, сельского хозяйства.

Сальдо торгового баланса на протяжении всего периода существования ПТУ оставалось положительным. Товарную структуру экспорта региона формируют топливно-энергетические товары (в основном нефть сырая и нефтепродукты) - более половины от объемов экспорта. В импорте лидирует готовая продукция: машины, оборудование и транспортные средства - также около 50 процентов. Значительные объемы перемещаемых товаров предназначены для производственной деятельности.

По итогам 2005 года внешнеторговый оборот Приволжского региона по сравнению с серединой 90-х годов вырос в 4,5 раза и превысил 30 миллиардов долларов США. Физические объемы перемещенных грузов и транспортных средств (товаров) через таможенную границу РФ с середины 90-х годов к 2005 году возросли с 20 до 85 миллионов тонн.

Наиболее интенсивно внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) осуществлялась в регионах деятельности Башкортостанской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Татарстанской, Тольяттинской таможен. Главными торговыми партнерами участников ВЭД ПФО являются страны дальнего зарубежья. На их долю ежегодно приходится около 80 процентов внешнеторгового оборота.

Рост объемов внешнеторгового оборота, количества участников внешнеэкономической деятельности способствовали повышению вклада таможни в доходную часть бюджета государства. По итогам 2005 года таможенными органами региона в бюджет было перечислено 140 миллиардов рублей, что в три раза больше, чем в 2001 году. Наибольшие перечисления в регионе обеспечивали Татарстанская, Башкор-тостанская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Тольяттинская, Оренбургская таможни.

Одной из основных задач таможенных органов является ускорение и упрощение процедур таможенного оформления товаров. Таможенными органами Приволжского региона в этом направлении достигнуты определенные результаты. Так, за последние годы усиленный акцент в работе был сделан на обеспечение таможенного оформления товаров по принципу одного окна . С начала 2006 года так работают практически все таможенные посты.

Начиная с 2005 года, на уровень широкого распространения из стадии эксперимента постепенно выходит система электронного декларирования. Всего в 2005 году было выпущено 352 электронных ГТД, декларирование товаров с применением электронной формы осуществлялось в четырех таможнях на пяти таможенных постах. В 2005 году разрешение ФТС России на использование специальных упрощенных процедур (СУП) было предоставлено 18 предприятиям региона - против двух в 2004-м. Практически в два раза увеличилась доля предварительного декларирования товаров.

Активно обустраиваются склады временного хранения - в регионе появились современные складские таможенные терминалы, позволяющие осуществлять весь комплекс досмотровых операций, погрузочно-разгрузочных работ.

Досмотровые операции стали выборочными: в 2005 году доля всех досматриваемых товаров (при импорте и экспорте) составляла чуть более 10 процентов. Количество проводимых таможенных досмотров значительно сократилось благодаря применению системы управления рисками. В результате применения мер по минимизации рисков в 2005 году довзыскано более 171 миллион рублей, возбуждено 159 дел об административных правонарушениях.

По результатам оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами региона в 2005 году было возбуждено 244 уголовных дела (что на 18 процентов больше, чем в 2004-м), а также 6,8 тысяч дел об административных правонарушениях. Количество прекращенных дел об административных правонарушениях снизилось и составило 17 процентов от общего количества возбужденных дел. Наиболее эффективно работали правоохранительные подразделения Пермской, Самарской, Саратовской, Удмуртской, Чувашской и Приволжской оперативных таможен.

В 2005 году таможенными органами региона из незаконного оборота было изъято 465 килограммов наркотиков, что на 86 больше результатов 2004 года. Из них только героина свыше 400 килограммов. В ходе проведения специальных операций по линии борьбы с особо опасными видами контрабанды изъято 19 842 иконы, представляющие историческую ценность, 790 орденов и медалей, 275 старинных книг, 790 штук ювелирных изделий и 927 драгоценных камней. Предотвращен ущерб правообладателям товарных знаков, включенных в реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России, на сумму более 9 миллионов рублей.

Сегодня на первый план выходят подходы, связанные с получением оперативно-розыскными методами упреждающей информации о попытках противоправных действий, - проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска.

Все более очевидной становится необходимость широкого развертывания системы таможенного контроля после выпуска товаров, который прежде всего связан с деятельностью таможенной инспекции. Всего в 2005 году подразделениями таможенной инспекции региона проведено 1381 инспекционное мероприятие, в ходе которых возбуждено 696 дел об административных правонарушениях и 32 уголовных дела. По результатам проверочных мероприятий доначислено таможенных платежей и наложено административных штрафов на сумму 167 миллионов рублей.

Продолжает стабильно развиваться информационно-техническая инфраструктура региона. На начало 2006 года 70 процентов объектов таможенной инфраструктуры региона включены в Ведомственную интегрированную телекоммуникационную систему ФТС России. Можно считать фактически завершенной начатую в 2004 году работу по переходу от эксплуатации отдельных программных средств при таможенном оформлении к использованию Комплексной автоматизированной системы таможенного оформления АИСГ-М .

Важным направлением деятельности таможенных органов региона является совершенствование таможенной инфраструктуры.

В декабре 2005 года государственной комиссией введен в эксплуатацию МАПП Озинки Саратовской таможни, что позволило значительно увеличить его пропускную способность.

Всего в регионе деятельности ПТУ - 29 пунктов пропуска через таможенную границу РФ, в том числе 13 автомобильных, 4 железнодорожных и 12 воздушных. Комплекс проблем функционирования пунктов пропуска, расположенных вдоль российско-казахстанской границы, связан в первую очередь с их недостаточным обустройством и открытостью границы. Все пункты пропуска, за исключением МАПП Озинки , обустроены и функционируют по временной схеме, оснащены техническими средствами таможенного контроля только на 50 процентов, большая часть из них морально устарела. В большинстве автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска отсутствует весога-баритное, погрузочно-разгрузочное оборудование, досмотровые залы для таможенного оформления пассажиров и багажа. Работа по исправлению ситуации является приоритетом ПТУ на ближайшие годы.

Следует отметить, что значительную помощь в решении социальных программ, вопросов эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, расширении околотаможенной сферы оказывают таможенным органам предприятия РОСТЭК .

Важной отличительной особенностью деятельности таможенных органов с 2005 года стал переход к системе бюджетирования по результату. В практику были внедрены программно-целевые методы планирования, разработаны индикативные показатели эффективности деятельности всех таможен региона. Управлением и таможнями региона проведена большая работа организационного и аналитического характера, что способствовало повышению эффективности собственной деятельности. Сегодня, применяя и развивая систему показателей эффективности деятельности, мы имеем возможность достаточно объективно оценить работу каждой таможни, каждого таможенного поста, определить узкие места , а также направления и приоритеты дальнейшего совершенствования.

В декабре 2005 года таможенная служба получила программный документ, определяющий стратегические цели и направления развития, - Концепцию развития таможенных органов до 2010 года. Исходя из положений Концепции, были сформулированы следующие приоритеты в работе таможенных органов Приволжского региона:

- оптимизация деятельности пунктов пропуска на российско-казахстанском участке государственной границы РФ с учетом новой концепции осуществления государственного контроля в пунктах пропуска;
- расширение практики применения специальных упрощенных процедур, предварительного информирования, электронного декларирования товаров;
- совершенствование системы управления рисками в процессах таможенного контроля;
- формирование таможенной и околотаможенной инфраструктуры, обеспечивающей применение любых форм таможенного контроля в сжатые сроки и с максимальной эффективностью;
- усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Российской Федерации (на основе методов аудита);
- обеспечение защиты отечественно го производителя посредством усиления контроля достоверности декларирования и таможенной стоимости;
- дальнейшее развитие правоохранительной деятельности в целях противодействия терроризму и наркопреступности с учетом обеспечения безопасности непосредственно на государственной границе РФ.

Уверен, что таможенные коллективы Приволжья смогут соответствовать современным требованиям и решить все задачи. Залогом этого служат их выучка, профессиональное отношение к делу, инициатива и самоотверженный труд. Леонид ШОРНИКОВ, начальник Приволжского таможенного управления
Журнал Таможня 9 май 2006г.