19.09.07

В Новосибирске состоялось заседание коллегии Сибирского таможенного управления

19 сентября в Новосибирске состоялось заседание коллегии Сибирского таможенного управления (СТУ) по двум актуальным темам: организация таможенного контроля товаров, происходящих из стран Юго-Восточной Азии и Китая, и об эффективности взаимодействия таможенных органов с экспертно-криминалистическими службами – региональными филиалами Центрального экспертно-криминалистического управления Федеральной таможенной службы (ЦЭКТУ ФТС России).

В совещании приняли участие заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева, начальник СТУ Геннадий Хоботов, начальники таможен Сибирского региона, начальники экспертно-криминалистической службы – региональных филиалов ЦЭКТУ ФТС России г. Новосибирск и г. Иркутск, представитель аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в СФО. Татьяна Голендеева, открывая заседание коллегии, сказала: «ФТС пытается ввести китайские товары в русло достоверного декларирования, используя грамотные пути администрирования. Но для этого необходимы конкретная разумная критика и конкретные оптимальные предложения с мест, с регионов».

Первый заместитель начальника СТУ по таможенному контролю Константин Винс, выступая с докладом по теме «Результаты таможенного контроля товаров, происходящих из стран Юго-Восточной Азии и Китая: проблемные вопросы» отметил, что повышение эффективности мер по обеспечению достоверного декларирования товаров, ввозимых из этих стран, является одной из приоритетных задач таможенных органов и одним из основных источников пополнения федерального бюджета. В первую очередь это обусловлено тем, что в структуре импорта СФО данная категория товаров в первом полугодии 2007 года составила около 33% (в стоимостном выражении).

Статистика: Доля китайских товаров в стоимостном объеме импорта из стран дальнего зарубежья составила 599 млн. долларов США, что на 47% больше, чем в аналогичном периоде 2006 года (281 млн. долларов США).

При этом стоимость поставок товаров из Китая в регион увеличилась в 2.2 раза и составила 597.6 млн. долларов США, а из стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) – уменьшилась на 43.3%, составив 1.5 млн. долларов США. Физический объем поставок товаров из стран ЮВА и Китая увеличился в 1.7 раза (из стран ЮВА – сокращение в 6 раз, из Китая - рост в 1.7 раза) и составил 647.7 тыс. тонн, в том числе из Китая – 647.2 тыс. тонн, из стран ЮВА – 539.9 тонн.

В первом полугодии 2007 года при ввозе товаров из стран ЮВА и Китая таможнями СТУ взыскано таможенных платежей на сумму 183,9 млн. долларов США (что в 2,1 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, в абсолютном выражении составил 97,6 млн. долларов США).

Наибольшие объемы товаров из стран ЮВА и Китая оформлены Новосибирской, Забайкальской, Читинской и Иркутской таможнями.

Константин Винс подчеркнул, что таможенными органами СТУ достигнуты определенные результаты в организации контроля за импортируемыми из стран ЮВА и Китая товарами, отмечена эффективность предпринимаемых мер по обеспечению достоверного декларирования данной категории товаров. Так, в рамках взаимодействия с налоговыми и иными государственными контролирующими органами проведено 58 проверок. В результате доначислено 710,8 тыс. рублей, взыскано 681,8 тыс. рублей, возбуждено 2 уголовных дела (ст. 188 УК РФ) и 7 дел об административных правонарушениях, 27 материалов передано в государственные контролирующие органы.

В первом полугодии 2007 года таможенными органами СТУ возбуждено 1 509 дел об административных правонарушениях и 65 уголовных дел, объектами которых являются товары, ввозимые из стран ЮВА и Китая.

При осуществлении контроля за товарами, ввозимыми из стран ЮВА и Китая, выявлен ряд проблемных вопросов:

- отсутствие предварительного информирования между таможенными органами России и таможенными органами сопредельных государств;

- ввоз физическими лицами коммерческих партий товаров под видом товаров, предназначенных для личных целей, что приводит к значительному недобору причитающихся к уплате таможенных платежей и уходу от применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- неэффективность пост-аудита в отношении импортеров, перемещающих товары, происходящие из стран ЮВА и Китая, и применяющих, в основном, упрощенную систему налогообложения;

- отсутствие возможности сопоставления в автоматизированном режиме сведений, содержащихся в различных информационных базах в процессе аналитической работы, проводимой подразделениями таможен и РТУ по направлениям деятельности в рамках реализации системы управления рисками.

Для решения указанных проблем необходимо обеспечить:

- развитие международного таможенного сотрудничества в целях получения достоверной ценовой информации, а также информации об объемах вывоза товаров из стран-контрагентов;

- формирование и ведение в таможенных органах СТУ справочно-информационных баз данных по ценам мировых и внутренних рынков на товары, ввозимые из стран ЮВА и Китая, характерные для регионов деятельности СТУ; - проведение подразделениями таможенной инспекции общи

х таможенных ревизий на этапе декларирования товаров для проверки информации об участниках ВЭД, в отношении которых проведение эффективных мероприятий по контролю после выпуска затруднено, в том числе по причине применения ими упрощенной системы налогообложения.

Заместитель начальника СТУ по экономической деятельности Дмитрий Некрасов выступил по вопросу «Осуществления контроля правильности классификации товаров с учетом результатов экспертиз в экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ ФТС России». В своем докладе Некрасов отметил, что взаимодействие таможенных органов с экспертно-криминалистическими службами – региональными филиалами ЦЭКТУ ФТС России является одним из важных направлений деятельности для таможенных органов СТУ.

В регионе деятельности СТУ полномочия на проведение экспертиз и исследований возложены на экспертно-криминалистические службы – региональные филиалы ЦЭКТУ ФТС России, расположенные в г. Новосибирск и г. Иркутск (далее – ЭКС). Проведение в лабораториях ЭКС идентификационных, материаловедческих, товароведческих, криминалистических, технологических экспертиз, а также технико-криминалистических исследований документов дает таможенным органам СТУ дополнительную возможность осуществлять на более высоком качественном уровне таможенный контроль в отношении товаров (транспортных средств), перемещаемых через таможенную границу РФ. На основании результатов таможенного контроля с использованием экспертиз и исследований ЭКС таможенными органами СТУ выявляются контрафактные товары, объекты интеллектуальной собственности, при проведении криминалистических экспертиз выявляются факты материального подлога. Кроме этого, производятся корректировки таможенной стоимости товаров, классификационных кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России), что приводит к дополнительным начислениям подлежащих уплате таможенных платежей.

На основании предложений ЭКС СТУ ежегодно разрабатывает и направляет в таможенные органы перечни товаров, при декларировании которых рекомендовано направление их на экспертизу в ЭКС. При этом условиями включения товаров в указанные перечни являются возможность занижения размера ставки ввозной пошлины, таможенной стоимости, ухода от применения мер нетарифного регулирования (сертификация, лицензирование лекарственных препаратов, содержащих наркотические, психотропные вещества). Исследование всех товаров, включенных в перечни, может проводиться в объеме, необходимом для таможенных целей. Номенклатура товаров достаточно обширна и включает в себя такие товары как молочные продукты, фрукты, арахис, сахар, соки, лекарственные средства, краски и лаки, обувь, бумага, ткани и др.

В первом полугодии 2007 года проведено 2 039 товароведческих экспертиз, из них 23% приходится на стадию таможенного оформления и контроля. Вместе с тем, возможности экспертно-исследовательских отделов ограничены. Искусствоведческие, трасологические экспертизы, а также экспертизы, связанные с расчетом таможенной стоимости товаров, определением принадлежности товара к категории культурных ценностей не проводятся по причине отсутствия специалистов, аттестованных на проведение соответствующих исследований и экспертиз, а также оборудования. Несмотря на существующую регламентацию действий при взаимодействии таможенных органов с ЭКС, имеется ряд проблем и недостатков. Например, при проведении технико-криминалистической экспертизы и постановки перед экспертами вопросов для проведения почерковедческого исследования и способа изготовления штампов у таможен отсутствует возможность представления оригиналов документов, что не позволяет провести сравнительное исследование.

Коллегия СТУ решила, что и в дальнейшем будет обеспечиваться контроль за неукоснительным исполнением таможенными органами СТУ требований Таможенного кодекса в части назначения экспертизы при осуществлении таможенного контроля. СТУ направит предложения в ЭКС об увеличении номенклатуры товаров для исследования их в экспертно-исследовательских отделах ЭКС с учетом специфики таможен и их удаленности от ЭКС в целях сокращения сроков завершения таможенного оформления. Совместно с информационно-технической службой СТУ будет разрабатываться техническая возможность получения таможенными постами, таможнями СТУ заключений ЭКС по электронным каналам связи.

Начальникам экспертно-криминалистических служб - региональных филиалов ЦЭКТУ ФТС России г. Иркутска, г. Новосибирска поручено подготовить и направить в СТУ, таможни СТУ обзор типичных ошибок, допускаемых таможенными органами СТУ при назначении экспертиз; по мере технического оснащения экспертно-исследовательских отделов ЭКС доводить до таможен СТУ информацию о новых видах проводимых экспертиз.

Пресс-служба СТУ 19.09.07