23.04.13

В Подмосковье грузовики с водителями поедут по рельсам

Регион будет привлекать инвесторов для развития контрейлерных перевозок и строительства специальных терминалов

В инвестиционную программу Подмосковья будет включено развитие контрейлерных перевозок, при которых часть своего пути грузовики вместе с их водителями едут на поезде. Как рассказал «Известиям» заместитель председателя правительства Московской области Анатолий Насонов, регион планирует привлечь инвесторов для строительства контрейлерных терминалов. Всего на развитие транспортно-логистической системы области до 2020 года планируется привлечь 153 млрд рублей инвестиций.

Как отметил Анатолий Насонов, развитием контрейлерных перевозок должны заниматься и правительство области, и РЖД.

— РЖД запустит контрейлерные поезда, но если мы не предоставим хорошую инфраструктуру, такие перевозки не будут пользоваться спросом, — пояснил чиновник. — Инфраструктуру будут строить инвесторы, мы со своей стороны должны решить вопросы с выделением земли и предоставлением гарантий, потому что инвесторы должны быть уверены в том, что смогут вернуть вложенные средства в виде прибыли. Утвержденная правительством программа как раз и дает им эти гарантии. Они знают, к примеру, что область будет строить дороги с учетом запланированных объектов.

Всего в проекте программы «Развитие транспортно-логистической системы в Московской области в 2011–2020 годах», которая придет на смену аналогичной программе, рассчитанной на 2011–2015 годы, указано 33 логистических и терминальных центра и комплекса. Объем предполагаемых инвестиций составляет 153 млрд рублей. В предыдущей программе запросы были почти вдвое меньше: объем предполагаемых инвестиций составлял 80 млрд. По словам Анатолия Насонова, сколько из перечисленных центров будут обслуживать контрейлерные перевозки, должны решить сами инвесторы.

— Сколько всего контрейлерных терминалов нужно построить — вопрос к бизнесу, — отметил чиновник. — Чем лучше будет развита экономика, тем больше комплексов построят.

Пилотный проект — строительство на средства РЖД и региона многофункционального терминально-логистического центра в Дмитровском районе. Планируется, что к 2015 году здесь будет в том числе терминал для обработки регулярных контрейлерных поездов. Для остальных 32 объектов инвесторы еще не найдены.

Анатолий Насонов отметил, что развитие контрейлерных перевозок принесет региону пользу — разгрузит дороги и улучшит экологию.

Вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков сообщил, что в 2013 году будет разработан и представлен общественности подвижной состав для контрейлерных перевозок.

— В 2012 году мы пустили пробный поезд, — рассказал Анатолий Мещеряков. — Когда мы решим ряд вопросов на законодательном уровне, проведем переговоры с таможенной службой и некоторыми другими ведомствами, составы будут ходить регулярно. Сколько будет маршрутов, говорить пока преждевременно, так как надо проанализировать ситуацию с пилотным проектом. Но мы этим вопросом плотно занимаемся.

По словам Анатолия Мещерякова, главные плюсы контрейлерных перевозок — разгрузка автомобильных дорог и новые возможности для бизнеса.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Москвы Михаил Блинкин считает, что контрейлерные терминалы стоит строить на периферии Московской области, где менее интенсивное движение. В мегаполисе, по его словам, лучше вообще отказаться от строительства подобных терминалов.

— Очевидные направления, на которых стоит разместить инфраструктуру, — пути от балтийских портов и от западных границ страны, — сказал Михаил Блинкин. — Сколько всего необходимо направлений, должен нащупать бизнес. Во всем мире линейную инфраструктуру — железнодорожные пути и автомобильные дороги — в основном строит государство, а проекты, связанные с терминалами и подвижным составом, развивает бизнес.

По словам эксперта, основная выгода, которую получит регион от появления контрейлерных перевозок и специальных терминалов, — рабочие места.

По словам председателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова, российских перевозчиков не заинтересует перспектива поставить грузовик на поезд.

— Даже если будут решены вопросы безопасности, например, куда деваться водителям во время переезда, остается вопрос стоимости, — говорит Александр Котов. — Сейчас доставить машиной груз, который можно поместить в 40-футовый контейнер, из Петербурга в Москву стоит 15 тыс. рублей. Если его везти в контейнере по железной дороге, выйдет гораздо дороже.

В компании «Столичное грузовое агентство» сообщили, что стоимость такой перевозки составит не менее 50 тыс. рублей.

Контрейлерные перевозки должны быть еще дороже, отметили в компании. Нельзя не заплатить за время, в которое используется грузовик и которое отрабатывает водитель, пока едет в поезде. Плюсом для перевозчиков будет то, что автомобиль не поломается на плохих российских дорогах.

Напомним, движение грузовиков в Московском регионе было ограничено с введением в марте 2013 года запрета на въезд фур на МКАД в дневное время.

Известия