06.11.13

В России вводят почтовое равенство

Минкомсвязи думает о том, чтобы упростить порядок таможенного оформления для коммерческих операторов и предоставить им возможность получения услуг «Почты России» на частичной основе, рассказал «Ведомостям» замминистра связи Михаил Евраев. По его словам, эти меры рассматриваются как альтернатива принятию правил недискриминационного доступа к инфраструктуре «Почты России».

В августе 2013 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала и разместила на едином портале для общественного обсуждения законопроектов правила недискриминационного доступа к инфраструктуре «Почты России», запланировав их введение на апрель 2014 г. Цель этих правил как раз предоставить альтернативным почтовым операторам равный доступ ко всей логистической цепочке почтового монополиста: местам международного почтового обмена, центрам обработки и сортировки почтовых отправлений и перевозкам «Почты России».

В конце сентября эти правила обсуждались на экспертном совете по развитию почтовой отрасли при Минкомсвязи. Гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов говорил тогда, что «Почта» за конкуренцию и готова делиться доступом к своим объектам. Если «Почта России» добровольно откроет свои объекты для конкурентов, а негосударственным операторам разрешат открывать свои собственные международные места почтового обмена, то ФАС не будет настаивать на принятии этих правил, допускала тогда замначальника управления транспорта и связи ФАС Елена Заева. Впрочем, операторам достаточно, чтобы присланные в их адрес отправления оформлялись на таможне по тем же правилам, что и посылки, пришедшие в адрес «Почты России», отвечал ей заместитель гендиректора оператора экспресс-доставки «ЕМС гарантпост» Дмитрий Золкин.

Именно это и предлагает сделать Минкомсвязи. Сейчас только «Почта России» оформляет посылки на таможне как почтовые отправления, остальные операторы оформляют их как грузы, говорит Евраев. По его словам, Минкомсвязи планирует приравнять правила растаможивания посылок альтернативных операторов к таможенному оформлению почтовых отправлений.

Монопольный доступ к местам международного почтового обмена позволяет «Почте России» производить таможенное оформление значительного количества посылок в упрощенном виде и в краткие сроки, в то время как негосударственные операторы почтовой связи и экспресс-перевозчики вынуждены пользоваться обычными грузовыми терминалами, где часто не понимают требований к скорости таможенного оформления и к обработке почтовых отправлений, говорит начальник управления международных перевозок DPD Евгений Привалов. При этом для их таможенного оформления требуется больше документов, чаще требуется участие получателя в процессе оформления. Если для всех операторов будут установлены единые правила, то выиграет потребитель — перевозчики станут соревноваться не в ловкости таможенного оформления, а в скорости и качестве доставки, считает он.Сейчас «Почте России» проще растаможить отправления, чем альтернативным доставщикам, было бы правильно уравнять в правах всех участников рынка, это даст потребителям возможность выбирать более качественный и разнообразный сервис, рассуждает гендиректор «СПСР-экспресс» Владимир Солодкин.

Упрощенная таможенная процедура прописана в подзаконных актах для почтовых отправлений, а не для «Почты России», знает Привалов. Сейчас единственным почтовым оператором в стране является «Почта России» и потому разницы нет, но если приравнять отправления альтернативных операторов к почтовым, то менять законы не придется — они автоматически будут распространятся и на новых участников.

Возможность же получения услуг «Почты России» на частичной основе подразумевает, например, что коммерческие операторы сами доставляют посылку в тот или иной город, а «Почта России» осуществляет ее доставку до конечного потребителя, объясняет Евраев.

Доступ операторов экспресс-доставки и независимых почтовых компаний к почтовой сети на любом этапе — справедливое требование, считает Солодкин. Это шаг навстречу их клиентам: во многих местах эти компании не присутствуют, есть только отделения «Почты России», отмечает он. Было бы логично передавать им посылки через эти отделения, а не заставлять клиентов добираться до ближайшего офиса, полагает он. А вот UPS, как и любому крупному экспресс-перевозчику, доступ к почтовой сети не нужен: такие компании обязаны контролировать доставку от момента приема груза до вручения конечному получателю, говорит руководитель российского офиса UPS Иван Шацких.

Реализация предложений как ФАС, так и Минкомсвязи мало что изменит для рынка, считает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. В конечном итоге альтернативным операторам доставки все равно придется договариваться о взаимодействии с «Почтой России», объясняет он. Но договариваются они с ней по мере возможности и сейчас, подстраиваясь под существующие правила, отмечает Иванов.

Ведомости