28.03.11

В Россию может попасть «серая» продукция

Эксперты и участники рынка оценивают перспективы работы предприятий отечественного железнодорожного машиностроения, в частности и всей отрасли в целом, в новых условиях по-разному.

Как отмечает старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования с 1 июля таможенный контроль переносится на внешние границы государств – членов Таможенного союза.

«Согласно принятым решениям Комиссии Таможенного союза, ввоз продукции в Россию возможен с контролем на внешних границах союза, то есть на таможенных постах Казахстана и Белоруссии без дополнительного контроля на нашей границе. Допуск в общее таможенное пространство продукции осуществляется только при наличии документа о соответствии. Различие только в том, что этот сертификат или декларация могут быть оформлены аккредитованными в национальных системах органами оценки соответствия. Документ о прохождении сертификации должен быть, но им после вступления соглашения в силу может стать, например, сертификат, выданный после 1 июля 2011 года аккредитованным на эту продукцию органом Белоруссии или Казахстана, а не только России», – подчеркнул Валентин Гапанович.

По его словам, до 1 июля необходимо ввести единый перечень продукции железнодорожного назначения с указанием нормативных документов, содержащих требования безопасности. «Сегодня предлагается простое признание результатов национальной аккредитации, а это в нашей отрасли приведёт к явному дисбалансу. Необходимо выработать и утвердить одинаковые требования к организациям, экспертам и самой процедуре аккредитации», – считает старший вице-президент ОАО «РЖД».

Представители компаний – производителей железнодорожной техники пока не видят особой угрозы усиления конкуренции на отечественном рынке.

Как рассказал нашей газете заместитель исполнительного директора НП производителей и пользователей подвижного железнодорожного состава «Объединение вагоностроителей» Валерий Покусаев, по его мнению, говорить о принципиальном изменении соотношения сил на рынке после 1 июля пока что рано.

«Если говорить о железнодорожной технике, то в первое время думаю мало что изменится. Ведь белорусские предприятия работают только для удовлетворения внутренних потребностей своей страны, а производство новой техники в Казахстане ещё только набирает обороты. Конечно, можно много говорить о перспективе проникновения тех же китайских вагонов на отечественный рынок, но сейчас в этом отношении пока ещё ничего не ясно. К тому же хорошо известно, что в Казахстане стремятся развивать именно своё производство. Поэтому думаю, что Казахстан транзитным пунктом для китайского экспорта не станет», – считает Валерий Покусаев.

По мнению первого заместителя генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» Анатолия Мещерякова, вступление России в Таможенный союз полностью соответствует современным тенденциям. «Открытие границ для иностранной продукции неизбежное явление. Даже сейчас в сущности особых препятствий нет. После вступления в Таможенный союз действительно возможности для проникновения на отечественный рынок иностранной, в частности китайской, продукции увеличатся, но, во-первых, и у наших производителей будет больше возможностей для расширения своего присутствия на потенциально очень привлекательном рынке Казахстана, а во-вторых, конкурировать следует не за счёт искусственных барьеров, а за счёт высоких технологий, поэтому усиление внешней конкуренции будет хорошим стимулом для наших производителей», – говорит Анатолий Мещеряков.

Генеральный директор ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (входит в ТМХ) Александр Василенко также не считает вступление в единое таможенное пространство существенной проблемой. «По каждому сегменту рынка надо говорить отдельно. Скажем, в том направлении, в котором работает наш завод – производстве современных пассажирских вагонов, – усиления конкуренции опасаться не стоит. ТВЗ разрабатывает совместно с ведущим европейским производителем «Сименс» принципиально новые вагоны, аналогичных в том же Китае сейчас нет. Кстати, можно вспомнить, что у железных дорог Казахстана есть не слишком удачный опыт сотрудничества с производителями китайских пассажирских вагонов. Принимая во внимание все эти объективные факты, я убеждён, что в сегменте рынка пассажирского вагоностроения с вступлением России в единое таможенное пространство ничего принципиально не изменится», – заметил Александр Василенко.

Тем не менее далеко не все специалисты оценивают вступление в Таможенный союз позитивно с точки зрения развития отрасли.

Как заявил «Гудку» на условиях анонимности сотрудник одного научно-исследовательского института, работа по новым правилам способна подорвать основы безопасности движения на железнодорожном транспорте. «Вступление в Таможенный союз означает то, что любая техника, сертифицированная в том же Казахстане, сможет беспрепятственно проникать на сеть ОАО «РЖД». Но у наших казахстанских коллег, при всём к ним уважении, нет современной базы для проведения испытаний. Если в России вся техника проходит целый ряд сертификационных испытаний на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа, то процедуру сертификации в Казахстане никак нельзя назвать соответствующей современным стандартам – у них для этого просто нет необходимой базы», – считает эксперт.

По его мнению, необходимо создание единого органа сертификации на основе российской базы, без его разрешения ни один образец новой техники не должен выходить на ставшую общей колею.

Гудок