26.10.07

В таможне аэропорта «Кольцово» ищут компромат

Эдуард Россель получил неприятный подарок на День таможенника. Как стало известно "URA.Ru", ФТС России намерена поставить крест на планах губернатора по созданию хаба в «Кольцово»: именно она не даст превратить Свердловскую область в огромный логистический центр. Уральцы перешли дорогу московским коммерсантам: в Екатеринбурге вовсю идут проверки, столичные ревизоры хамят, и никто не скрывает – по линии таможенной службы грядут серьезные изменения. Все подробности истории – только на нашем сайте.

В четверг все таможенники России отмечали свой профессиональный праздник. Однако у части свердловских работников Федеральной таможенной службы России (ФТС) повода пригубить шампанского не было – уже четвертый день их работу проверяют московские ревизоры. Как стало известно "URA.Ru", в понедельник, 22 октября, в Кольцовской таможне началась масштабная ревизия. Проводят ее старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела контроля применения системы управления рисками ФТС РФ Дмитрий Чирков и заместитель начальника отдела таможенных процедур и контроля Домодедовской таможни Александр Берзан. В Уральском таможенном управлении прокомментировать эту информацию не смогли – видимо, из-за профессионального праздника в пресс-службе никто не отвечал на телефонные звонки.

«Они (ревизоры. – Прим. ред.) не скрывают, что недовольны нашей работой. Все видят в черном свете. Такое чувство, что приехали с единственной задачей – найти компромат на нас», - признается сотрудник Кольцовской таможни, согласившийся на разговор с нашим агентством на условиях анонимности. При этом наличие серьезных ошибок он не признает: «У нас недавно был российско-американский семинар, и работу нашей таможни там оценили как отличную, а в 2006 году руководство ФТС признало нас лучшим среди воздушных пунктов пропуска в стране». Кроме того, за 9 месяцев Кольцовская таможня прошла несколько контрольно-ревизионных мероприятий, в ходе которых не было найдено никаких серьезных нарушений.

В работе двух ревизоров сотрудники Кольцовской таможни видят продолжение атаки, предпринятой на уральцев восемь лет назад – в декабре 1999 года. Тогда в Екатеринбурге была проведена аналогичная проверка, по итогам которой со своего поста был снят начальник Кольцовской таможни Александр Неясов. Более того, в Москве был подготовлен указ о закрытии таможенного отделения в аэропорту. Планировалось превратить полноценную таможню в обычный таможенный пост, чьи полномочия намного меньше, а главное штатное расписание его таково, что справиться с объемами перевозок даже уровня 1999 года он был не в состоянии.

Тогда в таможенные разборки вмешался губернатор Эдуард Россель, который добился от москвичей отказа от планов и сохранения полноценной таможни. Позже, общаясь с тогдашним руководством свердловской таможни, он подтвердил распространенные неофициальные версии: планировалось закрыть Кольцовскую таможню и перевести все грузовые потоки в Москву. Стоит отметить, что попытки перенаправить грузопотоки из Екатеринбурга в столицу предпринимались и в последующие годы. Мы уже писали о том, как по требованию федеральных властей начальник Уральского таможенного управления Геннадий Дроздецкий несколько месяцев давил на крупных свердловских грузоперевозчиков, сведя практически на нет перевозки. Тогда ситуацию удалось разрешить – место главы управления занял Владимир Сорокин.

Сейчас атака повторяется. Коммерсанты, работающие с Кольцовской таможней, приводят следующее объяснение: таможня в свердловском аэропорту – лакомый кусок. Только в 2005 году ее сотрудники перечислили в доходную часть федерального бюджета 725,2 миллиона рублей.

«После прихода Сорокина у нас выстроились нормальные отношения с таможней. Все работают по-белому. В «Кольцово» декларируется 200 групп товаров, тогда как на других таможнях – по 20, 30», - объясняет один из бизнесменов, завозящих в Екатеринбург шубы. Он утверждает, что, по статистике ФТС, через «Кольцово» ввозится 85% всех шуб, поступающих в Россию. Но вовсе не потому, что так и есть, а потому что на других таможнях они «за определенную плату» указываются как «шары для пинг-понга» и тому подобные безделушки. Коммерсанты на этом не экономят, просто разница между оплатой двух разных групп товаров попадает не в бюджет.

«Сейчас хотят нашу таможню все-таки превратить в таможенный пункт и перевести нас всех на Москву», - объясняет коммерсант. Он, вместе с коллегами, ищет возможности повлиять на ФТС РФ. Источник в администрации губернатора говорит, что Эдуард Россель уже в курсе проблемы и, как и восемь лет назад, подключится к ее решению. Интерес к проблеме проявил и премьер Виктор Кокшаров, которому необходимо зарабатывать политические и административные очки, притом что он до сих пор лучше всего разбирается во внешнеэкономических вопросах. «У нас есть данные по Кольцовской таможне. Ситуация там понятная: сделают пост - сократится объем внешнеторговой деятельности, товаро- и грузопотоков, проходящих через регион», - говорит сотрудник аппарата правительства.

Дальнейшее он представляет себе превосходно: пропадет необходимость создавать логистическую инфраструктуру, строить новые транспортно-логистические центры и узлы, превращать аэропорт в «Кольцово» в хаб. В общем, все то, на чем губернатор Россель настаивает последние годы. Вплоть до проведения саммита стран ШОС, который глава области рассматривает как возможность привлечь на Урал новые коммерческие структуры.

РИА Ура.Ru; 26.10.07