13.10.05

В торговле межсезонья не бывает

За год поставки белорусского продовольствия в Россию выросли на треть.

У белорусских аграриев есть хороший повод для оптимизма - достигнут самый высокий показатель экспорта белорусского АПК за последние годы. И спрос на продукты питания отечественных марок на внешнем рынке продолжает расти. К примеру, за 8 месяцев продукции экспортировано более чем на 480 миллионов долларов. Поставки продовольствия в Россию, составляющие в этом объеме почти 90 процентов, по сравнению с прошлогодним уровнем увеличились на треть, повлияв на всю структуру белорусского экспорта. В частности, доля продовольствия в ней выросла с 15,7 процента до 20,1.

По словам начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси Василия Прудникова, экспортный рост обусловлен несколькими факторами. Во-первых, увеличением аграрного производства. Так, за 9 месяцев валовая продукция сельского хозяйства выросла на 7,5 процента. Во-вторых, повышением качества и расширением ассортимента изделий мясо-молочной промышленности. Отчасти это результаты реализации программы технического перевооружения перерабатывающей промышленности, принятой несколько лет назад, и внедрения новшеств, разработанных по союзной программе. Только за последние 2 года на переоснащение молочных заводов и мясокомбинатов было направлено более 100 миллионов долларов. В результате появились десятки новых видов изделий, улучшился их товарный вид. Ну а высокие вкусовые качества белорусской продукции российским потребителям известны давно. Не случайно она присутствует у соседей на обеденных столах в школах и детских садах Московской, Смоленской, Брянской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Дело в том, что многие белорусские предприятия, придерживаясь старых ГОСТов, при изготовлении мясных или молочных изделий по-прежнему ориентируются на их "натуральность", не применяя различные добавки и консерванты.

А в последнее время сделан еще один шаг по повышению конкурентоспособности пищевой продукции. Десятки белорусских предприятий сертифицировали системы качества по международным стандартам. Теперь такую работу ведут еще около сотни заводов. Дело это хоть и затратное, но стоит того, убеждены в Минсельхозпроде. К примеру, после того как система менеджмента качества на базе международных стандартов ISО 9000 была внедрена на Щучинском маслосырзаводе, его экспорт в Россию вырос на четверть. Дятловский сыродельный завод, получивший аналогичный сертификат, за 9 месяцев увеличил поставки на 40 процентов.

И это не предел. Ожидается, что по итогам года экспорт белорусского АПК составит 700 миллионов долларов. Тем более что в скором времени аграрии намерены серьезно поработать и по таким товарам, как картофель и овощи. Пока идет закладка этой продукции на межсезонный период для обеспечения потребностей внутреннего рынка, после чего часть урожая будет продана за пределы страны, в том числе в Россию.

Если столь высокие темпы экспорта сохранятся и в дальнейшем, то рубеж в 900 миллионов долларов, который белорусские аграрии собирались преодолеть, согласно принятой в этом году стратегии развития экспорта продукции АПК лишь к 2010 году, похоже, будет взят гораздо раньше.

Но, как сказал Василий Прудников, в структуре экспорта АПК неизбежны изменения. Молочные комбинаты сокращают поставки менее выгодного сливочного масла на российский рынок и увеличивают экспорт твердых сыров, казеина, молока, при производстве которых затраты ниже, а прибыль больше. Мясокомбинаты вместо сырья - говядины и свинины - через товаропроводящую сеть пытаются найти рынки сбыта для колбасных изделий, копченостей, мясных консервов. Это более выгодно не только с точки зрения экономики, но и имиджа предприятий, которые при продаже изделий, а не сырья становятся узнаваемыми, а значит, и более конкурентоспособными на рынке.

Лилия Хлыстун
Российская газета; 13.10.2005