15.03.22

В условиях санкционного давления Россия все больше разворачивается к Азии

Современная геополитическая ситуация диктует необходимость комплексной, притом срочной переориентации внешнеэкономической политики России, до последнего времени «завязанной» главным образом на страны Запада и их экономические блоки.

Достаточно сказать, например, что совокупная доля стран Евросоюза, Северной Америки, Австралии и Японии во внешней торговле РФ к началу текущего года превышала 40%. В то время как на страны СНГ и ЕАЭС приходилось соответственно около 12,5% и примерно 10%. Доля же КНР и развивающихся стран (в целом) составила около 25%.

Разумеется, эти пропорции сложились отнюдь не за один год: они формировались с начала 1990-х, что не в последнюю очередь было обусловлено внешнеполитическими приоритетами до начала 2010-х. Последние обусловили стабильно высокую зависимость РФ от импорта с Запада, особенно из ЕС, максимального ассортимента технологий, оборудования, комплектующих, запчастей и т. п. продукции. А также большинства видов семенного ассортимента растениеводства, средств защиты сельхозкультур, большинства видов агротехнологий.

Острейший кризис во взаимоотношениях с коллективным Западом, усиленный его неадекватной реакцией на специальную военную операцию России по демилитаризации и денацификации Украины, требует – и, судя по всему, на долгосрочную перспективу – качественных изменений в российской внешнеэкономической табели о рангах. С учетом жесточайшего санкционного и общеполитического давления со стороны Запада должна быть сформирована принципиально другая модель участия РФ в мирохозяйственных связях.

Означенный процесс уже обозначен: Минэкономразвития РФ в конце февраля официально сообщило, что Россия в условиях санкционного давления будет активно развивать торгово-экономические связи со странами Азии. Уточняется также, что еще не до конца раскрытым потенциалом обладает Евразийский экономический союз, поэтому «продолжим развивать всестороннюю интеграцию».

Отмечено, что эти направления внешнеэкономической стратегии представляют собой составное звено системной работы правительства. В этой связи Минэкономразвития РФ совместно с профильными ведомствами рассматривает дополнительные меры, которые помогут снизить влияние санкций.

Ряд соответствующих мер уже реализуется. Так, Россельхознадзор с 5 марта отменил введенные ранее фитосанитарные ограничения на ввоз многих видов сельхозпродукции в РФ из пяти стран: разрешается импорт картофеля из Бангладеш, яблок из Азербайджана, а также широкого ассортимента фруктов из Молдовы, Сербии, Боснии и Герцеговины. По имеющейся информации, аналогичные решения по ввозу фруктов, ягод и продуктов их переработки, а также семян плодово-ягодных культур планируются в отношении ещё 10 развивающихся стран.

Кроме того, до конца марта с. г. запланировано решить вопрос обнуления ввозных пошлин на большинство видов овощей, включая картофель, фруктовое пюре, какао и продукты детского питания из стран, не участвующих в Евразийском союзе. По имеющимся оценкам, данные меры в совокупности позволят как минимум на 70% сократить общий объем недостаточности этих видов продукции на внутрироссийском рынке.

По мнению Алексея Красильникова, исполнительного директора Картофельного союза РФ, в текущей ситуации обнуление импортных пошлин на овощной ассортимент вполне целесообразно. Тем более что, по данным этого эксперта, импорт картофеля в Россию в 2021-м составил около 550 тыс. тонн – в основном из Египта, Азербайджана и Израиля. Это высокий показатель, ибо в предыдущие годы объем ввоза данного продукта из стран вне ЕАЭС достигал едва 300 тыс. тонн/год.

По мнению А. Красильникова, основная проблема к настоящему времени – это восполнение нехватки семенного картофеля. Но проблема решается, так как Россельхознадзор, по его словам, упрощает санитарные требования к ввозу всего посевного (не только картофельного) материала.

Параллельно, напомним, расширяется география железнодорожных скоростных агроэкспрессов (ЖСА) между РФ и многими странами ближнего зарубежья, а также Ираном с одновременным расширением ассортимента агрогрузов в этих перевозках. Планируются отладить в 2022-м регулярные рейсы ЖСА в обоих направлениях и с Китаем, в ближайшей перспективе – с Турцией. Все это способствует именно межгосударственной продовольственной кооперации и, соответственно, продбезопасности.

Особая роль в планах российской стороны отводится китайским партнерам. По экспертным оценкам, не менее 80% ассортимента комплектующих, ранее закупаемых в ЕС-регионе, может потенциально обеспечить КНР. Но вопрос в том, согласится ли китайская сторона полностью игнорировать антироссийские санкционные ужесточения Запада? А они могут косвенно распространиться на КНР уже потому, что если доля РФ в стоимости китайского экспорта товаров и услуг ныне не превышает 5%, то этот показатель по США достигает около 15%, а по ЕС – 25%.

Похоже, новые санкционные факторы пока оказывают влияние на экономические российско-китайские взаимосвязи. По данным Bloomberg и «РБК-Инвестиции» (25 февраля с. г.), крупнейшие китайские финансовые структуры Industrial and Commercial Bank of China и Bank of China решили ограничить финансирование импорта российских товаров.

Возможное решение проблемы – ускоренный переход на юани во взаиморасчетах. Как отмечает Георгий Властопуло, гендиректор компании «Оптимальная логистика» (РФ), «по некоторым контрактам мы уже переходим на юани для оптимальных взаиморасчетов с китайской стороной». Эксперт рекомендует активнее открывать юань-счета в китайских банках, что должно способствовать быстрой проводимости платежей.

Особую нишу для внешнеэкономической политики РФ являют собой арабские страны. Как известно, они отказываются следовать в фарватере антироссийской истерии Запада и потому коллективно воздержались при недавнем голосовании в ООН по антироссийской резолюции. Отказ от санкционных мер против РФ официально подтвердила Лига арабских государств (ЛАГ) в начале марта.

По оценке генерального секретаря ЛАГ Ахмеда Абу аль-Гейта, нынешний геополитический кризис угрожает арабскому региону «серьезными экономическими последствиями, в том числе в плане продовольственной безопасности». А это требует «обдуманных действий, которые сведут возможный ущерб к минимуму».

Отметим, что основная часть общеарабского импорта зерновых и продуктов их переработки – растительных масел издавна приходится на Россию и Казахстан – участниц Евразийского союза. Аналогичная западная продукция обходится арабским странам как минимум на четверть дороже.

Дополнительным фактором, предопределяющим заинтересованность стран Арабского Востока в стабильных экономических (как и политических) связях с РФ, можно считать сотрудничество с Россией в рамках программы «ОПЕК+» (по регулированию нефтеэкспорта и мировых нефтяных цен) всех шести арабских стран-членов ОПЕК.

Вот лишь одно подтверждение сказанного: по информации фондов поддержки предпринимательства Краснодарского, Ставропольского краев и Крыма, на 22-26 марта с. г. в ОАЭ запланирована объединенная бизнес-миссия Южного, Северо-Кавказского федеральных округов РФ и Крыма.

Напомним, что в ходе российско-арабского бизнес-форума в конце января с. г. в Дубае, о котором писал «Ритм Евразии», большинство арабских стран выразили заинтересованность в закупках широкого ассортимента крымской сельхозпродукции. Есть полная уверенность, что эти планы будут реализованы.

Словом, постепенно формируется принципиально новая – суверенная – модель внешнеэкономической стратегии России и её позиционирования в общемировой экономике.

Ритм Евразии